20 лет фильму «На обочине»: как он повлиял на виноделие

Российские сомелье рассказали, как повлиял на виноделие фильм «На обочине»

Обновлено 26 ноября 2024, 18:54

Фильм режиссера Александра Пэйна «На обочине» вышел на экраны 20 лет назад. Роуд-муви, которое не претендовало на всемирную известность, в итоге взяло «Оскар» и оказало влияние на виноделие Америки, которое ощущается до сих пор. «РБК Вино» рассказывает, что изменилось после выхода картины

«Гемини Киномир»
Фото: «Гемини Киномир»

Кадр из фильма «На обочине»

Сюжет трагикомедии Александра Пэйна выстроен вокруг поездки двух друзей по винодельням Калифорнии. Майлз (Пол Джаматти) — школьный учитель литературы и писатель, у которого вечно ничего не получается. А еще он любитель вина. В путешествие он зовет своего друга Джека (Томас Хейден Черч), которому тоже как-то не везет по жизни. Он когда-то снялся в известном сериале, но карьера не сложилась, и теперь Джек озвучивает рекламу.

Хотя это фильм и о не о вине, но вино все равно является героем этого фильма. Оно — связующая нить, вокруг которой разворачивается сюжет фильма, и именно оно позволяет лучше узнать каждого из персонажей.

Вероника Смирнова
Винный эксперт, победитель Балтийского кубка сомелье 2022, победитель Wine People Trophy Russia 2021, автор телеграм-канала NikaSommelier

История о дороге, женщинах, кризисе среднего возраста, поиске себя и, конечно, о вине не затевалась как потенциальный бестселлер. Бюджет картины составил всего $16 млн. При этом режиссер даже не предполагал, что в прокате она соберет $100 млн, а также получит «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и еще несколько номинаций на главную кинопремию. Кроме этого картина изменила историю виноделия как минимум в Америке.

«Когда мы снимали Sideways, я думал, что это просто милая маленькая комедия, и понятия не имел, что она когда-нибудь выдержит испытание временем. А линия мерло, которая якобы изменила винную индустрию? Ну, это была просто шутка, одна-единственная реплика в фильме. Кто бы мог это предсказать?» — цитирует Александра Пэйна The Hollywood Reporter.

«На обочине» (Sideways) — это фильм, который больше фокусируется на внутренней драме сложного человека, чем на самом вине. Конечно, вино играет важную роль в фильме, но оно служит скорее антуражем для раскрытия характера главного героя.

Денис Юрченко
Победитель Московского кубка сомелье 2024 года и вице-президент Московской ассоциации сомелье

Герой как метафора вина

Как рассказали «РБК Вино» российские сомелье, хотя фильм «На обочине» нельзя назвать полностью посвященным вину, оно все же выступает если не одним из персонажей, то точно подчеркивает их характеры. Так, главный герой картины, Майлз в одном из эпизодов сравнивает себя с пино нуаром.

«В фильме есть отличный монолог, где он рассказывает о своей любви к этому сорту винограда. Он говорит, что пино нуар — капризный, сложный сорт, но в хороших руках он может дать шедевральные результаты. Подразумевая себя, он отмечает, что если бы у него был кто-то близкий, кто бы направлял и поддерживал его, он бы добился гораздо большего, чем с теми обстоятельствами, которые он имеет сейчас», — отмечает победитель Московского кубка сомелье 2024 года и вице-президент Московской ассоциации сомелье Денис Юрченко.

При этом винный эксперт, победитель Балтийского кубка сомелье 2022, победитель Wine People Trophy Russia 2021, автор телеграм-канала NikaSommelier Вероника Смирнова считает, что подобная неприязнь героя именно к мерло может выдавать подсознательный страх самому стать похожим на мерло: вечно вторым, тем, кто редко солирует, тем, кого часто используют для дополнения. «Возможно, действительно, именно в этой неприязни к мерло у него проявлялась неудовлетворенность и недовольство самим собой и своей жизнью. Ощущая себя мерло, он стремился стать пино нуаром», — говорит она.

Как фильм «На обочине» повлиял на виноделие Америки

Главный герой картины, Майлз по сюжету фанат вина из «пино нуара». При этом его жена любит вина из «мерло». В одной из знаковых сцен фильма он восклицает: «Если кто-то закажет мерло, я ухожу. Я не буду пить никакого чертового мерло!». Именно эту фразу называют ключевой для виноделия в Калифорнии.

В 2008 году доктор философии из Университета Сономы Стивен Куэльяр совместно со своими коллегами опубликовал статью «Эффект Sideways», в которой подробно рассмотрел влияние фильма «На обочине» на популярность и продажи мерло и пино нуара в США. Исследователи изучили тенденции в цене и объеме продаж ящиков мерло, пино нуара и третьей контрольной группы, в которую вошли каберне совиньон и сира. Ученые использовали данные с 1999 по 2008 годы.

«Гемини Киномир»
Фото: «Гемини Киномир»

Кадр из фильма «На обочине»

В результате исследования они пришли к выводу, что выход фильма «На обочине», действительно оказал влияние на винодельческую отрасль США. Так, после выхода картины продажи мерло несколько снизились, при этом ученые говорят о том, что снижение все же не было критическим. Продажи пино нуара в свою очередь выросли.

В части цен на мерло и пино нуар ученые также отметили влияние фильма Александра Пэйна. Стоимость пино нуара в Америке после выхода «На обочине» начала расти, а стоимость мерло — напротив — несколько упала. При этом в исследовании сказано, что дешевел в основном недорогой сегмент мерло до $10 за бутылку, а дорожал как раз премиальный сегмент пино нуара по цене от $20 до $40 за бутылку. Также исследователи пишут, что после выхода картины «На обочине» в США в целом выросла популярность вина, что также отразилось на объемах продаж.

Американский рынок удивительно подвержен подобным влияниям со стороны ТВ, кино. Именно поэтому после выхода этого фильма продажи мерло стали падать, а продажи вин из сорта пино нуар, соответственно, расти. Это даже привело к существенным изменениям в сортовом составе виноградников в Калифорнии, так как логично, что посадки неугодного мерло виноделам пришлось сокращать и высаживать все больше пино нуара. Даже на тех участках, которые ему на самом деле не очень подходили.

Вероника Смирнова
Винный эксперт, победитель Балтийского кубка сомелье 2022, победитель Wine People Trophy Russia 2021, автор телеграм-канала NikaSommelier

The Hollywood Reporter также пишет о том, что выход фильма в 2004 году изменил не только винодельческую отрасль Калифорнии и отдельно региона Санта-Барбара, но и в целом всю сферу гостеприимства там. По данным издания, до 2004 года в Санта-Барбаре было около 100 производителей вина, сейчас их количество превышает 300. Также в регионе выросло число гостиниц и ресторанов — включая премиальные.

После выхода фильма продажи мерло в США действительно упали на 20%. Были даже организованы акции, чтобы напомнить потребителям, что и из мерло можно делать отличные вина. Но ирония заключается в том, что в конце фильма главный герой пьет жемчужину своей коллекции — Шато Шеваль-Блан 1961 года, в закусочной, из бумажного стаканчика. И как бы это ни было символично, вино, которое он пьет, в том числе состоит из мерло.

Денис Юрченко
Победитель Московского кубка сомелье 2024 года и вице-президент Московской ассоциации сомелье

Northern California пишет, что влияние фильма на винодельческую промышленность ощущается и спустя 20 лет после выхода. Со ссылкой на данные Минсельхоза США издание пишет о том, что с 2004 года объем посадок «мерло» в стране сократился на 35%, а объем посадок «пино нуара» удвоился. Northern California также пишет о том, что после выхода картины некоторые винодельни увеличили продажи своих вин в разы. Например, продажи производителя Hitching Post выросли на 400% — с 4 тыс. до 16 тыс. ящиков в год.

Поделиться