Как изменился рынок вина в России за год

Обновлено 02 декабря 2024, 04:30

В 2024 году россияне стали пить больше отечественного и существенно меньше европейского вина. При этом все вина подорожали, а спрос сместился в сторону белых и игристых. О том, какие тенденции определяли рынок вина и как они отразились на потребителях, — в материале «РБК Вино»

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

В 2024 году россияне полюбили игристое и белое вино

Потребление вина в 2024 году в России росло. За десять месяцев, по данным Росалкогольтабакконтроля, в рознице было продано 46,9 млн дал тихого вина — на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи игристого выросли до 16,3 млн дал, на 10,9%.

«В текущем году, в том числе благодаря мерам налогового и таможенного регулирования, наблюдается положительная динамика отрасли, — заявили «РБК Вино» в Минсельхозе. — Объем производства винодельческой продукции за январь—октябрь 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 14,4% и составил 53,5 млн дал. В частности, выпуск вина увеличился на 9,3% и составил 27,1 млн дал, вина игристого (шампанского) — 25% и 13,5 млн дал, вина крепленого (ликерное) — на 42,4% и 974,4 тыс. дал». Как подчеркнули в ведомстве, с учетом существующей динамики в этом году ожидается рост объемов выпуска винодельческой продукции по сравнению с 2023 годом. «По оценкам экспертов, производство прогнозируется на уровне не менее 66 млн дал», — сообщили в Минсельхозе.

Вместе с ростом потребления вина меняется и структура рынка. Он трансформируется под воздействием государственного регулирования, макроэкономических факторов и изменений вкусов потребителей.

Как изменились цены на вино

Вино в 2024 году существенно подорожало. Причем больше всего увеличилась стоимость импортного вина.

«Цены на тихие вина российского производства в среднем повысились на 13%, на вина из дружественных стран — на 18%, недружественных — на 35%, если сравниваем девять месяцев 2024-го с девятью месяцами 2023 года», — говорит управляющий директор Luding Group Гарегин Шахмеликян. По его словам, в игристых ситуация немного отличается. «В категории есть два крупных игрока — это Россия и Италия, суммарная доля которых по итогам девяти месяцев 2024 года составляет более 90% от общего объема продаж игристых вин (в натуральном выражении). Цена на российские игристые вина в среднем выросла на 10%, на итальянские — на 24%», — рассказал Шахмеликян.

Больше всего подорожание затронуло вина из нижнего ценового сегмента. «Например, вина, которые до повышения пошлин стоили около 350 руб., теперь стоят 700–800 руб. и выше. Многие из этих вин перестали ввозить, так как пошлины превысили стоимость самой продукции, — рассказывает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. — Наиболее заметный рост наблюдается в ценовой категории до 1000 руб. — цены здесь увеличились на 50–120%. Вина в сегменте от 1000 до 2000 руб. подорожали на 20–30%, а в категории свыше 2000 руб. рост составил около 20%».

George Rudy / Shutterstock / FOTODOM
Фото: George Rudy / Shutterstock / FOTODOM

Больше всего подорожание затронуло вина из нижнего ценового сегмента

Основные причины роста цен — пошлины и акцизы, которые были повышены в этом году.

Как менялись пошлины и акцизы в 2024 году

В августе 2024 года ставка ввозной пошлины на вино из недружественных стран увеличилась с 20% от таможенной стоимости до 25%, но не менее $2 за 1 л. До этого пошлины повышали 1 августа 2023 года — с 12,5 до 20%, но не менее $1,5 за литр в отношении вин недружественных стран.

Акцизы были увеличены с 1 мая 2024 года с дальнейшей индексацией в 2025–2026 годах. Стоимость акциза за литр тихого вина повысилась тогда с 34 до 108 руб., а игристого — с 45 до 141 руб. При этом для российских виноделов предусмотрен механизм получения налогового вычета, равного стоимости уплаченного акциза. То есть винодел сначала платит акциз, а потом государство возвращает его. Полученные деньги производитель может использовать на закладку виноградников либо создание или модернизацию производства. Такой механизм действует в 2024–2026 годах.

«На рост цен на импортное вино — особенно из недружественных стран — наибольшее влияние оказали повышенные акцизы и пошлины, — говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. — К этом прибавляется продолжающая дорожать логистика. Все эти факторы импортеры вынуждены закладывать в стоимость продукции, где-то поступаясь собственной маржой». По его словам, чуть лучше обстоит ситуация с импортными винами из дружественных стран — в основном это Чили, ЮАР и Аргентина, здесь основной и довольно очевидный фактор, который оказывает давление на цену, — это логистика.

Причем полностью эффекта от повышения пошлин россияне еще не ощутили. «Из-за ввезенных стоков и желания со стороны ретейлеров сохранить объемы продаж не только в рублях, но и в литрах, повышение цен на вина из недружественных стран происходит достаточно плавно», — говорит Гарегин Шахмеликян.

Что касается роста цен на российские вина, то здесь сказываются ослабление рубля и макроэкономические факторы. «Российские производители все еще сильно зависят от западных технологий, начиная от сельскохозяйственной техники, заканчивая бумагой для этикеток и пробок. Так или иначе это отражается на стоимости российских вин», — говорит Алексей Несмеянов, директор департамента продуктового маркетинга AST. Вениамин Грабар также говорит, что на себестоимость российских вин влияют существенная импортная составляющая при производстве, а также дорожающая рабочая сила.

Как изменилась география поставок вина

Рост стоимости зарубежных вин привел к тому, что российский потребитель начал переключаться на отечественную продукцию и вина из дружественных стран. По данным Luding Group, продажи тихого вина из России выросли на 6% относительно аналогичного периода 2023 года, вина из дружественных стран — на 7%, а из недружественных — упали на 21%.

«По опросам потребителей, цена является ключевым фактором при выборе вина, поэтому неудивительно, что повышение цен на продукцию из недружественных стран спровоцировало переключение покупателя на российские вина и вина из дружественных стран», — говорит Гарегин Шахмеликян. «Винолюбы, не желающие платить больше, переходят на вина дружественных стран или продукцию российских виноделов», — констатирует Вениамин Грабар.

Gonzalo Infiesta / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Gonzalo Infiesta / Shutterstock / FOTODOM

Импортеры, стремясь удовлетворить спрос, везут все больше вина из дружественных стран, расширяя географию поставок

Импортеры, стремясь удовлетворить спрос, везут все больше вина из дружественных стран, расширяя географию поставок. «В демократичных ценовых категориях привозить новые вина возможно только из дружественных стран. В портфеле виноторговой компании Fort увеличилась доля вин из таких стран, как Южная Африка, Чили и Аргентина. Прирост вин из Южной Африки составил около 30% по количеству позиций, из Чили — порядка 15% по сравнению с прошлым годом. Что касается грузинских вин, их продажи на рынке активно растут, особенно среди доступных позиций, замещающих продукцию из Испании, Италии и других недружественных стран», — говорит Александр Липилин.

По словам Грабара, в его портфеле наиболее интенсивно росли вина из дружественных стран: Чили (+80%) и Аргентина (+17%), Грузия (+9%), среди недружественных стран рост показали Новая Зеландия (+22%), Австрия (+47%) и Германия (+7%). Евгений Щербаков, руководитель винного портфеля Luding Group, говорит, что рост стоимости вина из недружественных стран привел и к появлению новых нишевых игроков — например, появилось больше вина из Сербии, Алжира и Бразилии.

Как менялись вкусы россиян в вине

В 2024 году поменялись предпочтения россиян в вине. Они полюбили игристое и белое вино и стали меньше пить красного.

Руководитель винного портфеля Luding Group Евгений Щербаков говорит, что тенденция переключения потребителей на легкие белые и игристые вина наблюдается во всем мире, так что Россия тут движется в общемировом тренде. Вениамин Грабар соглашается, что 2023 год был годом бума игристого. «В нашем портфеле прирастали вина абсолютно из всех стран: рост продаж категории составил 150%, а доля российских игристых в отгрузках выросла до 53%», — говорит эксперт.

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

2023 год был годом бума игристого вина

По словам Евгения Щербакова, доля белых и игристых выросла до 50% от объема продаж вина в Luding Group. «Что касается нашего партнера по производству собственных линеек тихих и игристых вин — винодельческого предприятия в Краснодарском крае Olymp Winery, то в этом году доля белых вин выросла до 40%, а в следующем году планируется увеличить ее до 50%», — говорит он.

Евгений Емельянов, заместитель генерального директора «Кубань-Вино», также говорит, что снижается спрос на красные вина, а растет на белые и игристые. «При этом виноградари и виноделы физически не могут изменить структуру выработки вина одномоментно. Временной лаг между принятием решения и изменением структуры вина не менее четырех-пяти лет», — объясняет он. По его словам, еще одно важное изменение 2024 года: впервые в категории игристых вин полусладкие — не фаворит. На пике популярности брют и экстра брют.

Как менялось качество российского вина

Рост спроса на российские вина объяснялся не только повышением цены на импортные напитки, но и ростом качества отечественной продукции.

«Стоит отметить, что в последние годы мы видим не только увеличение объемов продаж вина, но и планомерное увеличение доли продаж российского вина как в розничной торговле, так и в общественном питании, — заявили в Минсельхозе. — При этом качество нашей продукции высокое, а российские стандарты производства соответствуют или даже выше зарубежных. Российской вино интересно потребителям, которые все чаще отдают ему свое предпочтение».

«Потребитель голосует не только рублем, но и все больше отдает предпочтение российским винам за счет роста их качества», — считает Гарегин Шахмеликян. По данным Luding Group, продажи российского вина, которые начиная с 2021 года показывала отрицательные темпы роста (в среднем минус 5% в год), в 2024 году выросли на 6% в натуральном выражении.

«Российское виноделие развивается стремительно, уверен, что в ближайшем будущем его доля в доступном сегменте будет только расти, главное, чтобы наши производители успевали масштабировать бизнес и увеличивать посадки», — говорит Алексей Несмеянов. По его словам, этому способствовало и развитие системы ЗГУ/ЗНМП (ЗГУ — вина защищенного географического указания с обозначением региона производства, а ЗНМП — вина защищенного наименования места происхождения с указанием виноградника / малой территории производства: муниципалитет, сельское поселение). В этом году представители Ассоциации виноградарей и виноделов заявили, что сейчас в России ведется формирование конкретных стандартов качества, по которым будут работать те или иные зоны. То есть фактически идет речь о формировании терруаров и их правил. «Со временем престиж присутствия на этикетке данных указаний будет только расти, и не исключено дальнейшее ранжирование до уровня конкретных виноградников», — говорит Несмеянов.

Fenea Silviu / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Fenea Silviu / Shutterstock / FOTODOM

По данным Luding Group, продажи российского вина, которые начиная с 2021 года показывали отрицательные темпы роста (в среднем минус 5% в год), в 2024 году выросли на 6% в натуральном выражении

«В российском виноделии появляется все больше талантливых и интересных вин. Главный сдерживающий фактор развития — высокая импортная составляющая при производстве. Главным образом это сложное производственное оборудование — для совершенствования качества и органолептики вин виноделам требуется постоянное обновление технического оснащения, и пока в основном это импортные поставщики. Та же история с дубовыми бочками и отчасти с бутылкой, этикеткой, упаковкой», — говорит Вениамин Грабар.

Как разрешали и запрещали пить вино

2024 год стал годом разнонаправленных тенденций в части разрешения продаж вина.

Осенью возобновилась дискуссия о возможности онлайн-торговли вином. В октябре легализацию интернет-торговли алкоголем поддержал министр финансов Антон Силуанов. Позже против меры высказались в Минздраве, а затем эту идею раскритиковала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«На наш взгляд, вопрос введения контролируемой онлайн-торговли алкоголем должен решиться однозначно: сегодня все понимают, что, несмотря на законодательный запрет, де-факто она существует, и по мере затягивания решения теневой рынок растер и укрепляет свои позиции», — заявил «РБК Вино» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Впрочем, по его словам, пока поиск приемлемого решения происходит на уровне правительства. «Назвать сроки не представляется возможным», — резюмировал эксперт.

Осенью очень большое внимание привлекли инициативы по ужесточению продажи алкоголя. В Вологодской области приняли закон об ограничении времени продажи алкоголя в регионе. С 1 марта 2025 года купить спиртное там можно будет только в промежуток с 12:00 до 14:00. Запрет будет действовать в будние дни и снимается на время выходных и праздничных дней. Он также не распространяется на рестораны, кафе и бары. Это решение вызвало бурное обсуждение. Представители ретейла пообещали, что она приведет к массовому закрытию магазинов, зато ограничение поддержали депутат Госдумы от «Единой России» Султан Хамзаев и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ViDI Studio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: ViDI Studio / Shutterstock / FOTODOM

Вино станет менее доступным для массового потребителя, который может переключиться на пиво и крепкий алкоголь

Представители винотороговых компаний комментируют возможные ограничения спокойно. «Инициативы по ограничению продаж алкоголя возникают регулярно, и за 20 с лишним лет работы на алкогольном рынке мы к ним уже привыкли. Такие предложения звучат примерно раз в год, но до реальных изменений дело доходит редко. Мы обычно не придаем им значения, пока они не принимают форму законопроекта или постановления», — говорит Александр Липилин. По его словам, действия антиалкогольных лоббистов чаще всего приводят к обратному эффекту: растет доля нелегальных продаж, появляются серые игроки, стремящиеся обойти запреты. «В итоге страдает легальный рынок, который платит налоги и соблюдает законы. К счастью, на федеральном уровне власти, как правило, понимают эти риски и стараются ограничивать подобные инициативы. Поэтому маловероятно, что текущие предложения приведут к каким-то серьезным изменениям», — поясняет Липилин. «Государство максимально заинтересовано в развитии как самой винодельческой отрасли, так и бизнеса, сопровождающего ее: гостинично-ресторанный бизнес, винный туризм и др. При этом также не стоит забывать о новых требованиях к винным картам и полкам магазинов, где доля российских вин должна составлять не менее 20%», — поясняет Несмеянов.

В следующем году, как говорят опрошенные, большинство тенденций этого года сохранится. Цены будут зависеть от госрегулирования. Если оно продолжит ужесточаться, то и стоимость вина будет продолжать расти. В России продолжится мода на игристые и белые, а что касается географии, то свою долю будут наращивать грузинские и отечественные вина, причем качество последних будет неуклонно расти.

Поделиться