Как изменился рынок вина в России за год
В 2024 году россияне стали пить больше отечественного и существенно меньше европейского вина. При этом все вина подорожали, а спрос сместился в сторону белых и игристых. О том, какие тенденции определяли рынок вина и как они отразились на потребителях, — в материале «РБК Вино»
Содержание
Потребление вина в 2024 году в России росло. За десять месяцев, по данным Росалкогольтабакконтроля, в рознице было продано 46,9 млн дал тихого вина — на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи игристого выросли до 16,3 млн дал, на 10,9%.
«В текущем году, в том числе благодаря мерам налогового и таможенного регулирования, наблюдается положительная динамика отрасли, — заявили «РБК Вино» в Минсельхозе. — Объем производства винодельческой продукции за январь—октябрь 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 14,4% и составил 53,5 млн дал. В частности, выпуск вина увеличился на 9,3% и составил 27,1 млн дал, вина игристого (шампанского) — 25% и 13,5 млн дал, вина крепленого (ликерное) — на 42,4% и 974,4 тыс. дал». Как подчеркнули в ведомстве, с учетом существующей динамики в этом году ожидается рост объемов выпуска винодельческой продукции по сравнению с 2023 годом. «По оценкам экспертов, производство прогнозируется на уровне не менее 66 млн дал», — сообщили в Минсельхозе.
Вместе с ростом потребления вина меняется и структура рынка. Он трансформируется под воздействием государственного регулирования, макроэкономических факторов и изменений вкусов потребителей.
Как изменились цены на вино
Вино в 2024 году существенно подорожало. Причем больше всего увеличилась стоимость импортного вина.
«Цены на тихие вина российского производства в среднем повысились на 13%, на вина из дружественных стран — на 18%, недружественных — на 35%, если сравниваем девять месяцев 2024-го с девятью месяцами 2023 года», — говорит управляющий директор Luding Group Гарегин Шахмеликян. По его словам, в игристых ситуация немного отличается. «В категории есть два крупных игрока — это Россия и Италия, суммарная доля которых по итогам девяти месяцев 2024 года составляет более 90% от общего объема продаж игристых вин (в натуральном выражении). Цена на российские игристые вина в среднем выросла на 10%, на итальянские — на 24%», — рассказал Шахмеликян.
Больше всего подорожание затронуло вина из нижнего ценового сегмента. «Например, вина, которые до повышения пошлин стоили около 350 руб., теперь стоят 700–800 руб. и выше. Многие из этих вин перестали ввозить, так как пошлины превысили стоимость самой продукции, — рассказывает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. — Наиболее заметный рост наблюдается в ценовой категории до 1000 руб. — цены здесь увеличились на 50–120%. Вина в сегменте от 1000 до 2000 руб. подорожали на 20–30%, а в категории свыше 2000 руб. рост составил около 20%».
Основные причины роста цен — пошлины и акцизы, которые были повышены в этом году.
Как менялись пошлины и акцизы в 2024 году
В августе 2024 года ставка ввозной пошлины на вино из недружественных стран увеличилась с 20% от таможенной стоимости до 25%, но не менее $2 за 1 л. До этого пошлины повышали 1 августа 2023 года — с 12,5 до 20%, но не менее $1,5 за литр в отношении вин недружественных стран.
Акцизы были увеличены с 1 мая 2024 года с дальнейшей индексацией в 2025–2026 годах. Стоимость акциза за литр тихого вина повысилась тогда с 34 до 108 руб., а игристого — с 45 до 141 руб. При этом для российских виноделов предусмотрен механизм получения налогового вычета, равного стоимости уплаченного акциза. То есть винодел сначала платит акциз, а потом государство возвращает его. Полученные деньги производитель может использовать на закладку виноградников либо создание или модернизацию производства. Такой механизм действует в 2024–2026 годах.
«На рост цен на импортное вино — особенно из недружественных стран — наибольшее влияние оказали повышенные акцизы и пошлины, — говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. — К этом прибавляется продолжающая дорожать логистика. Все эти факторы импортеры вынуждены закладывать в стоимость продукции, где-то поступаясь собственной маржой». По его словам, чуть лучше обстоит ситуация с импортными винами из дружественных стран — в основном это Чили, ЮАР и Аргентина, здесь основной и довольно очевидный фактор, который оказывает давление на цену, — это логистика.
Причем полностью эффекта от повышения пошлин россияне еще не ощутили. «Из-за ввезенных стоков и желания со стороны ретейлеров сохранить объемы продаж не только в рублях, но и в литрах, повышение цен на вина из недружественных стран происходит достаточно плавно», — говорит Гарегин Шахмеликян.
Что касается роста цен на российские вина, то здесь сказываются ослабление рубля и макроэкономические факторы. «Российские производители все еще сильно зависят от западных технологий, начиная от сельскохозяйственной техники, заканчивая бумагой для этикеток и пробок. Так или иначе это отражается на стоимости российских вин», — говорит Алексей Несмеянов, директор департамента продуктового маркетинга AST. Вениамин Грабар также говорит, что на себестоимость российских вин влияют существенная импортная составляющая при производстве, а также дорожающая рабочая сила.
Как изменилась география поставок вина
Рост стоимости зарубежных вин привел к тому, что российский потребитель начал переключаться на отечественную продукцию и вина из дружественных стран. По данным Luding Group, продажи тихого вина из России выросли на 6% относительно аналогичного периода 2023 года, вина из дружественных стран — на 7%, а из недружественных — упали на 21%.
«По опросам потребителей, цена является ключевым фактором при выборе вина, поэтому неудивительно, что повышение цен на продукцию из недружественных стран спровоцировало переключение покупателя на российские вина и вина из дружественных стран», — говорит Гарегин Шахмеликян. «Винолюбы, не желающие платить больше, переходят на вина дружественных стран или продукцию российских виноделов», — констатирует Вениамин Грабар.
Импортеры, стремясь удовлетворить спрос, везут все больше вина из дружественных стран, расширяя географию поставок. «В демократичных ценовых категориях привозить новые вина возможно только из дружественных стран. В портфеле виноторговой компании Fort увеличилась доля вин из таких стран, как Южная Африка, Чили и Аргентина. Прирост вин из Южной Африки составил около 30% по количеству позиций, из Чили — порядка 15% по сравнению с прошлым годом. Что касается грузинских вин, их продажи на рынке активно растут, особенно среди доступных позиций, замещающих продукцию из Испании, Италии и других недружественных стран», — говорит Александр Липилин.
По словам Грабара, в его портфеле наиболее интенсивно росли вина из дружественных стран: Чили (+80%) и Аргентина (+17%), Грузия (+9%), среди недружественных стран рост показали Новая Зеландия (+22%), Австрия (+47%) и Германия (+7%). Евгений Щербаков, руководитель винного портфеля Luding Group, говорит, что рост стоимости вина из недружественных стран привел и к появлению новых нишевых игроков — например, появилось больше вина из Сербии, Алжира и Бразилии.
Как менялись вкусы россиян в вине
В 2024 году поменялись предпочтения россиян в вине. Они полюбили игристое и белое вино и стали меньше пить красного.
Руководитель винного портфеля Luding Group Евгений Щербаков говорит, что тенденция переключения потребителей на легкие белые и игристые вина наблюдается во всем мире, так что Россия тут движется в общемировом тренде. Вениамин Грабар соглашается, что 2023 год был годом бума игристого. «В нашем портфеле прирастали вина абсолютно из всех стран: рост продаж категории составил 150%, а доля российских игристых в отгрузках выросла до 53%», — говорит эксперт.
По словам Евгения Щербакова, доля белых и игристых выросла до 50% от объема продаж вина в Luding Group. «Что касается нашего партнера по производству собственных линеек тихих и игристых вин — винодельческого предприятия в Краснодарском крае Olymp Winery, то в этом году доля белых вин выросла до 40%, а в следующем году планируется увеличить ее до 50%», — говорит он.
Евгений Емельянов, заместитель генерального директора «Кубань-Вино», также говорит, что снижается спрос на красные вина, а растет на белые и игристые. «При этом виноградари и виноделы физически не могут изменить структуру выработки вина одномоментно. Временной лаг между принятием решения и изменением структуры вина не менее четырех-пяти лет», — объясняет он. По его словам, еще одно важное изменение 2024 года: впервые в категории игристых вин полусладкие — не фаворит. На пике популярности брют и экстра брют.
Как менялось качество российского вина
Рост спроса на российские вина объяснялся не только повышением цены на импортные напитки, но и ростом качества отечественной продукции.
«Стоит отметить, что в последние годы мы видим не только увеличение объемов продаж вина, но и планомерное увеличение доли продаж российского вина как в розничной торговле, так и в общественном питании, — заявили в Минсельхозе. — При этом качество нашей продукции высокое, а российские стандарты производства соответствуют или даже выше зарубежных. Российской вино интересно потребителям, которые все чаще отдают ему свое предпочтение».
«Потребитель голосует не только рублем, но и все больше отдает предпочтение российским винам за счет роста их качества», — считает Гарегин Шахмеликян. По данным Luding Group, продажи российского вина, которые начиная с 2021 года показывала отрицательные темпы роста (в среднем минус 5% в год), в 2024 году выросли на 6% в натуральном выражении.
«Российское виноделие развивается стремительно, уверен, что в ближайшем будущем его доля в доступном сегменте будет только расти, главное, чтобы наши производители успевали масштабировать бизнес и увеличивать посадки», — говорит Алексей Несмеянов. По его словам, этому способствовало и развитие системы ЗГУ/ЗНМП (ЗГУ — вина защищенного географического указания с обозначением региона производства, а ЗНМП — вина защищенного наименования места происхождения с указанием виноградника / малой территории производства: муниципалитет, сельское поселение). В этом году представители Ассоциации виноградарей и виноделов заявили, что сейчас в России ведется формирование конкретных стандартов качества, по которым будут работать те или иные зоны. То есть фактически идет речь о формировании терруаров и их правил. «Со временем престиж присутствия на этикетке данных указаний будет только расти, и не исключено дальнейшее ранжирование до уровня конкретных виноградников», — говорит Несмеянов.
«В российском виноделии появляется все больше талантливых и интересных вин. Главный сдерживающий фактор развития — высокая импортная составляющая при производстве. Главным образом это сложное производственное оборудование — для совершенствования качества и органолептики вин виноделам требуется постоянное обновление технического оснащения, и пока в основном это импортные поставщики. Та же история с дубовыми бочками и отчасти с бутылкой, этикеткой, упаковкой», — говорит Вениамин Грабар.
Как разрешали и запрещали пить вино
2024 год стал годом разнонаправленных тенденций в части разрешения продаж вина.
Осенью возобновилась дискуссия о возможности онлайн-торговли вином. В октябре легализацию интернет-торговли алкоголем поддержал министр финансов Антон Силуанов. Позже против меры высказались в Минздраве, а затем эту идею раскритиковала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«На наш взгляд, вопрос введения контролируемой онлайн-торговли алкоголем должен решиться однозначно: сегодня все понимают, что, несмотря на законодательный запрет, де-факто она существует, и по мере затягивания решения теневой рынок растер и укрепляет свои позиции», — заявил «РБК Вино» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Впрочем, по его словам, пока поиск приемлемого решения происходит на уровне правительства. «Назвать сроки не представляется возможным», — резюмировал эксперт.
Осенью очень большое внимание привлекли инициативы по ужесточению продажи алкоголя. В Вологодской области приняли закон об ограничении времени продажи алкоголя в регионе. С 1 марта 2025 года купить спиртное там можно будет только в промежуток с 12:00 до 14:00. Запрет будет действовать в будние дни и снимается на время выходных и праздничных дней. Он также не распространяется на рестораны, кафе и бары. Это решение вызвало бурное обсуждение. Представители ретейла пообещали, что она приведет к массовому закрытию магазинов, зато ограничение поддержали депутат Госдумы от «Единой России» Султан Хамзаев и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Представители винотороговых компаний комментируют возможные ограничения спокойно. «Инициативы по ограничению продаж алкоголя возникают регулярно, и за 20 с лишним лет работы на алкогольном рынке мы к ним уже привыкли. Такие предложения звучат примерно раз в год, но до реальных изменений дело доходит редко. Мы обычно не придаем им значения, пока они не принимают форму законопроекта или постановления», — говорит Александр Липилин. По его словам, действия антиалкогольных лоббистов чаще всего приводят к обратному эффекту: растет доля нелегальных продаж, появляются серые игроки, стремящиеся обойти запреты. «В итоге страдает легальный рынок, который платит налоги и соблюдает законы. К счастью, на федеральном уровне власти, как правило, понимают эти риски и стараются ограничивать подобные инициативы. Поэтому маловероятно, что текущие предложения приведут к каким-то серьезным изменениям», — поясняет Липилин. «Государство максимально заинтересовано в развитии как самой винодельческой отрасли, так и бизнеса, сопровождающего ее: гостинично-ресторанный бизнес, винный туризм и др. При этом также не стоит забывать о новых требованиях к винным картам и полкам магазинов, где доля российских вин должна составлять не менее 20%», — поясняет Несмеянов.
В следующем году, как говорят опрошенные, большинство тенденций этого года сохранится. Цены будут зависеть от госрегулирования. Если оно продолжит ужесточаться, то и стоимость вина будет продолжать расти. В России продолжится мода на игристые и белые, а что касается географии, то свою долю будут наращивать грузинские и отечественные вина, причем качество последних будет неуклонно расти.