Эксперты оценили запуск продажи алкоголя на Wildberries
Эксперт Черниговский оценил запуск продажи алкоголя на Wildberries
Опрошенные «РБК Вино» специалисты видят в проекте как плюсы, так и минусы: с одной стороны, потребителям привычнее специализированные приложения, с другой — на онлайн-площадке можно разместить больше информации о продукте, чем на ценнике в обычном магазине. Wilberries объявила о партнерстве с «ВинЛаб», в рамках которого заказать товар можно будет в интернете, а оплатить и получить — по паспорту на кассе в магазине
Партнерство сети «ВинЛаб» с Wildberries по продаже алкоголя, о котором было объявлено утром 11 декабря, можно рассматривать «как стратегическую подготовку к возможной либерализации правил» продажи алкоголя в России, сказал «РБК Вино» руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
По словам Черниговского, если онлайн-продажи алкоголя будут легализованы, у «ВинЛаба» уже будет готов отлаженный партнерский канал, налаженная логистика, понятный ассортимент и наработанная клиентская база.
«Это позволит компании быстро адаптироваться к новым условиям и воспользоваться первыми преимуществами рынка, опередив конкурентов, которые еще только начнут осваивать эту нишу», — считает эксперт.
Секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский отметил в разговоре с «РБК Вино», что система Click&Collect, по которой будет работать проект, работает в России «хорошо и достаточно давно». При этом он отметил, что не видит каких-то серьезных преимуществ в ее использовании для обоих участников соглашения.
«Рынок пошел на второй круг с суперприложениями (Т-банк, «Сбер», mail.ru), где можно купить [всё] от носков до готового бизнеса, но требуется время, чтобы потребитель привык к такому разнообразию. Все-таки всем привычнее пока специализированные приложения. В банковском приложении делать переводы, а покупать напитки в приложении магазина. В целом дистанционный заказ требует знаний от потребителя, чтобы выбрать напиток. Либо это будет то, что он уже покупал и ему нравится, или новый напиток с промо», — говорит он.
В качестве плюса заказа через приложение Московский назвал то, что компании могут разместить интересную и полезную информацию о производителе или конкретном напитке, что тяжело сделать в условиях магазина. «Услуги консультантов предоставляют не везде, да и совет от продавца не у всех вызывает доверие», — добавил он.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сказал в разговоре с «РБК Вино», что партнерство позволит маркетплейсу расширить ассортиментные предложения для своих покупателей, используя уже существующую инфраструктуру партнера, а супермаркет напитков даст дополнительный канал продаж, выход на многомиллионную аудиторию клиентов интернет-площадки без дополнительных вложений в рекламу и продвижение.
«Определить долю рынка довольно сложно, ведь проект вышел только на первый этап тестирования. Но, безусловно, такое сотрудничество имеет большие перспективы, поскольку продукты питания показывают уже стабильный рост в интернете — эта категория по объемам продаж сегодня на первом месте», — рассказал он.
11 декабря стало известно о том, что объединенная компания Wildberries и Russ запускает в тестовом режиме модель продаж алкоголя по модели Click&Collect совместно с сетью супермаркетов напитков «ВинЛаб». Пользователи маркетплейса смогут заказать алкоголь через сайт, а забрать его — предъявив паспорт и оплатив покупку на кассе магазина. Для просмотра карточек товаров из категории «Алкогольные напитки» на сайте Wildberries необходимо подтвердить, что пользователь старше 18 лет. В Wilberries подчеркнули, что сервис будет выполнять роль онлайн-витрины, которая будет соединять продавца с покупателем. Российский Forbes позднее сообщил, что возможность покупать вино также появилась на Ozon и «Яндекс Маркете».
По закону в России запрещена онлайн-продажа алкоголя, но дискуссии о возможном снятии этого запрета ведутся. В июле в Центре развития потребительского рынка экономического факультета МГУ говорили в связи с этим, что у государства есть задачи, с одной стороны, по сбору налогов и акцизов, а с другой — по снижению доступности алкоголя. В АКИТ предположили, что если онлайн-продажу алкоголя в России все же разрешат, то произойдет это не раньше чем в 2025 году.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила о том, что она намерена «стоять насмерть» против онлайн-продаж алкоголя, чтобы не допустить этого.
По данным The Business Research Company, мировой рынок онлайн-продаж алкоголя в 2023 году составил $56,7 млрд. При этом, по прогнозу на 2024 год, он вырастет до $65 млрд. Около 40% этого рынка занимает вино.