Право на бренд «Байкал» бессрочно закрепили за «дочкой» «Черноголовки»
Роспатент признал общеизвестным товарный знак, который используется для производства газированного сладкого напитка «Байкал». Соответствующая информация опубликована в картотеке Роспатента.
Знак зарегистрирован по 32 классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), который предполагает маркировку безалкогольных напитков. Правообладателем знака является ООО «Байкал», которое входит в ГК «Черноголовка».
Согласно ст.1508 Гражданского кодекса, общеизвестным может быть признан товарный знак, который «в результате интенсивного использования стал широко известен в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя». Также, по закону, права на общеизвестный товарный знак не нужно продлять каждые 10 лет, как это происходит в случае с обычными товарными знаками.
Как сказано в материалах на сайте Роспатента, напиток под товарным знаком «Байкал» впервые был выпущен в СССР в 1972 году. Изначально права на знак были оформлены на имя разработчика рецептуры напитка «БАЙКАЛ» — ВНИИ ПБиВП (Научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности), «который предоставлял лицензии на использование товарных знаков и осуществлял контроль качества производимого напитка». ООО «Байкал» использовало товарный знак на основании лицензионного договора, а позже стало его правообладателем на основании договора отчуждения.
Сейчас, по данным документа, опубликованного на Роспатенте, напиток «Байкал» продают не только в России. Его поставляют в более, чем 10 стран мира, включая США, Израиль, Сингапур, Белоруссию, Армению, а также некоторые страны Европы. В документе также приводится оценка рыночной стоимости исключительного права на товарный знак «Байкал» по состоянию на 2019 год — 56,6 млн рублей.
Для того, чтобы доказать коллегии Роспатента общеизвестность знака «Байкал», среди жителей 15 городов России был проведен интернет-опрос, который должен был показать, насколько потребители знакомы с этой продукцией. В итоге оказалось, что 91% опрошенных знаком с таким товарным знаком, а 54% из них знают, кто является производителем продукции, которая им маркируется.
По данным СПАРК, ООО «Байкал» было зарегистрировано в Иркутской области в 2009 году. Основной вид деятельности компании — аренда интеллектуальной собственности. Управляющей компанией является ООО «УК Черноголовка». Выручка предприятия за 2023 год составила 8,4 млн рублей и не изменилась по сравнению с 2022 годом. Прибыль за 2023 год сложилась в объеме 136 тыс. рублей, что в 21 раз меньше, чем годом ранее (2,9 млн рублей).
«Черноголовка» — российская компания, которая занимается производством напитков, снеков и кондитерских изделий. Она выпускает продукцию под брендами «Черноголовка», «Любятово, Fantola.
Как пояснил «РБК Вино» патентный поверенный Григорий Бусарев, основное преимущество общеизвестного товарного знака заключается в том, что он действует гораздо шире, чем обычный товарный знак.
«Его действие будет распространяться даже на те классы МКТУ, по которым он не был зарегистрирован, если будет доказан факт нарушения прав правообладателя такого знака. Например, Сбербанк — это общеизвестный товарный знак. Если кто-то захочет назвать так кафе, бар или ресторан, то это могут счесть нарушением по отношению к общеизвестному товарному знаку, даже если он не зарегистрирован по классам МКТУ для кафе, баров или ресторанов», — отметил он.