В России вступил в силу ГОСТ на винные карты для ресторанов
С 1 апреля в России вступил в силу первый ГОСТ, разработанный для винных карт баров, кафе и ресторанов. Документ регламентирует то, как должна выглядеть винная карта и какая информация в ней должна содержаться. Также впервые в винных картах рекомендовано выделить долю для российских вин не менее 20%. Эксперты говорят о том, что подобный документ сможет помочь потребителям, а также отмечают его важность для продвижения российского вина

С 1 апреля в России вступил в силу первый ГОСТ, разработанный для винных карт баров, кафе и ресторанов
Обсудите новость в телеграм-канале «РБК Вино»
С 1 апреля в России вступил в силу государственный стандарт «Услуги общественного питания. Рекомендации по разработке, оформлению и содержанию винных карт». Документ опубликован на сайте Росстандарта.
ГОСТ подробно описывает, какими должны быть винные карты заведений, а также впервые дает само определение понятию «винная карта». Согласно тексту документа, винной картой можно называть «ассортиментный перечень алкогольной продукции, предлагаемой потребителю в предприятии питания, с указанием объема (веса, массы) и цены». Также выделено определение побокальной позиции. Это, по ГОСТу, «вино, разлитое в потребительскую упаковку для розничной продажи на производстве, впоследствии откупоренное на предприятии питания и отпускаемое потребителям порционно (побокально) для потребления».
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

Винная карта в российских кафе и ресторанах может быть как отдельно оформлена, так и включена в общее меню
Винная карта в российских кафе и ресторанах может быть как отдельно оформлена, так и включена в общее меню. Кроме того, заведениям рекомендуют дублировать ее на своих сайтах. При разработке винной карты Росстандарт советует учитывать общую концепцию заведения, его целевую аудиторию, а также месторасположение, региональные особенности и возможности регулярного пополнения запаса вин.
Новый ГОСТ делит винные карты на классические и авторские.
- В случае с классической картой изложение информации является более строгим. Например, первыми в классической карте должны быть представлены побокальные позиции, за ними следуют игристые вина, белые, розовые и красные вина. После них указывают крепленые вина, а за ними — иные спиртные напитки, которые производятся «путем сбраживания растительного или плодового сырья». После в карте может быть указана плодовая алкогольная продукция (бывшие плодовые вина), вино в нестандартной таре и другие алкогольные напитки. При этом коктейли и дижестивы регулятор рекомендует указывать в других разделах винной карты или помещать в отдельную карту.
Для классической карты также действуют рекомендации по описанию напитков. Необходимо указывать наименование продукции, страну происхождения и регион, производителя и стоимость.
- Требования к авторской винной карте менее строгие. Ее структура может быть произвольной, но составляют такую карту на основе типов вина и их характеристик. В ГОСТе отмечено, что такая карта в любом случае должна быть понятна потребителю.
Названия вин в винной карте должно быть написано на одном из международных языков, однако российские вина рекомендуют указывать на русском языке. В ГОСТе впервые вводится и доля российских вин, которую необходимо добавить в карту. Она определена на уровне 20%.

Для чего создали ГОСТ на винные карты
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева сказала, что ГОСТ на винные карты носит рекомендательный характер. Рестораны, кафе и бары не обязаны следовать ни правилам оформления, ни квоте на российское вино. Документ был создан, потому что до этого не существовало его аналогов в России. Саратцева подчеркнула, что наличие оформленной по правилам винной карты сможет помочь потребителю ориентироваться в представленных в заведении винах.
«Как отмечают эксперты, принимающие участие в проектах Роскачества, сейчас в картах многих заведений гостю бывает сложно разобраться, особенно если это касается российского вина. К сожалению, пока многие сомелье ориентируются в регионах других винных стран мира лучше, чем в российских», — рассказала она.

В картах многих заведений гостю бывает сложно разобраться, особенно если это касается российского вина. К сожалению, пока многие сомелье ориентируются в регионах других винных стран мира лучше, чем в российских
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отметил, что создание и внедрение ГОСТа на винные карты сможет помочь продвижению российского вина в ресторанах. По его словам, в этом направлении долгое время работали рестораторы и отельеры по всей стране.
«На данный момент порядка 40 российских винных хозяйств отвечают уровню качества вина для сегмента HoReCa из других винных регионов мира. Разработка и утверждение национального стандарта даст возможность более масштабного продвижения российских вин и повышения качества винодельческих хозяйств, и, когда будет вложено большее количество ресурсов в винодельческую отрасль, мы получим высококачественные и доступные вина отечественного производства», — рассказал он.

Законопроект о квоте на российское вино
Параллельно с разработкой ГОСТа в России обсуждают другое направление — введение обязательной квоты на российское вино для кафе, баров, ресторанов и ретейла. Законопроект, опубликованный в октябре 2024 года, был разработан Минпромторгом и назван законопроектом «о российской полке». Согласно документу, для заведений общепита и магазинов предлагают установить обязательное наличие в винной карте или в ассортименте доли 20% для вин, произведенных в России.
«В частности, это станет стимулом для существенного увеличения числа виноградников, развития производства и насыщения рынка прекрасным отечественным продуктом», — комментировал эту инициативу глава Минпромторга Антон Алиханов.
На данный момент законопроект «о российской полке» находится на стадии обсуждения. Пока он не внесен на рассмотрение Госдумы. В марте 2025 года статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов отмечал, что документ могут рассмотреть на осенней сессии.
Этот законопроект также поддержали в Минсельхозе. Как комментировали «РБК Вино» в пресс-службе ведомства, он сможет помочь продвижению российских вин на внутреннем рынке и повысит узнаваемость местных брендов у потребителей.