Почему стандартная бутылка вина имеет объем 0,75 литра
Мы привыкли видеть бутылки вина на прилавках магазинов, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему стандартной является именно бутылка объемом 0,75 литра? Когда этот объём бутылки стал стандартом по всему миру, с чем связана история ее возникновения и изменятся ли эти стандарты в будущем — рассказываем в материале «РБК Вино»
Большинство бутылок вина имеют объем 750 мл или 0,75 литра, которые вмещают 5 бокалов по 150 мл. Этот формат, согласно Директиве Совета Европейского Союза от 19 декабря 1974 года, является стандартным. Однако так было не всегда и есть несколько версий, почему современная бутылка вмещает именно такой объем вина.
Версия первая
Первая гипотеза связана с традицией стекловыдувания во время их первого производства еще кустарным способом. Объем легких мастеров просто не позволял им создавать бутылки с большим объемом, в среднем объем легких стеклодува позволял выдувать за раз сосуд 650-750 мл.
Вице-президент Московской ассоциации сомелье Денис Юрченко считает эту версию самой консервативной. Все остальные гипотезы, по его мнению, — это уже прикладные истории, которые появились позже.
Версия вторая
По этой версии, именно объем бутылки 750 мл позволял хозяевам заведения разливать по бокалам ровно по 5 порций (по 150 мл), что облегчало им работу. Денис Юрченко говорит, что сейчас, например, в винных барах уже разливают не по 150 мл в бокал, а по 125 мл, что тоже удобно делать из бутылки 0,75 литра. Эксперт отмечает, что изначально все зависело от возможностей изготовления бутылки, и уже потом объем стал стандартом.
Версия третья
Согласно третьей версии, единый стандарт бутылки объемом 750 мл ввели французы во время развития торговых отношений с Великобританией, которая долгое время оставалась основным покупателем французских вин. В те времена французское вино экспортировалось преимущественно в бочках 225 литров (бордоский баррик). В английской системе мер этот объем равнялся примерно 50 британским галлонам, вмещающим по 4,5 литров. Каждый ящик из дюжины французских бутылок получался равным двум британским галлонам. Чтобы сэкономить время и избежать неточностей, виноделы из Бордо предложили англичанам вести расчеты в бутылках. Один галлон на 4,5 литров соответствовал 6 бутылкам вина.
Версия четвертая
Еще одна версия, связана с издержками производственного процесса. Из 1 кг спелого винограда в среднем выходит именно 750 мл вина. Эту версия подтверждает и промышленная технология переработки винограда: промышленным прессованием обеспечен выход виноградного сока в объеме 70% от веса ягод.
Денис Юрченко считает, эту версию несостоятельной. «На самом деле, выход сока зависит от винодела, и кто-то выдавливает больше, кто-то меньше, стремясь к разному качеству», — прокомментировал Юрченко.
Версия пятая
По этой версии, с практической точки зрения, бутылка вина в 0,75 литра является эмпирическим оптимумом и нормы употребления вина на двоих человек во время трапезы.
По словам Дениса Юрченко, эту версию также не следует воспринимать всерьез. «Кто-то пьет больше, кто-то меньше. В этом плане хороша шутка Уинстона Черчилля: «Магнум — идеальный объем для двоих джентльменов за обедом, особенно если один из них не пьет», — рассказал эксперт.
Изменится ли стандартный объем винной бутылки в будущем?
Денис Юрченко считает, что предпосылок для того, чтобы изменился устоявшийся объем 0,75 литра винной бутылки сегодня не существует. «Новые винные тенденции не говорят о том, что этот объем должен как-то измениться. Никаких признаков в эту сторону нет. Да, есть забота о работе сомелье, но она больше связана с уменьшением веса бутылки: начали отказываться от тяжелых бутылок для премиальных вин. Это важно не только для удобства сомелье, но и с точки зрения транспортировки, и, конечно же, это важно для экологии — переход на более легкие бутылки снижает углеродный след. Однако ничего, что могло бы повлиять на изменение привычного объема бутылки, не наблюдается», — поделился винный эксперт.
Кроме того, отмечает вице-президент Московской ассоциации сомелье, винная отрасль сама по себе очень консервативна. «Многие покупатели до сих пор не могут перейти на винтовые пробки, не воспринимая их как что-то серьезное. Любое изменение объема бутылки также будет воспринято неоднозначно, поскольку консервативный потребитель не готов к таким переменам. Например, литр или литр двадцать воспринимаются как что-то дешевое — в такие бутылки обычно разливаются недорогие вина, те, что стоят на нижних полках супермаркетов. А маленькие бутылки, если это не сладкое вино, могут восприниматься как попытка обмана», — заключает Юрченко.