Особый стиль и внимание к деталям. Как создавали этикетки для вина в СССР
Винные этикетки, которые украшали бутылки вина в СССР, хоть и были выполнены в общем стиле, все же имели отличительные особенности, которые указывали на их авторов и регион производства вина. Этикетки рисовали вручную, уделяя большое внимание деталям. О том, какими были советские винные этикетки и в чем была их ценность и основное отличие от современных образцов, рассказал «РБК Вино» основатель и генеральный директор дизайн-бюро UNIQA Алексей Якушик
Алексей Якушик родился в 1971 году. Получил техническое образование, по специальности он инженер-гидротехник. С 1993 года работал в сфере рекламного дизайна в различных компаниях. В 2000 году основал собственное дизайн-бюро UNIQA, которое разработало дизайн этикеток для десятков российских виноделен.
Алексей многие годы собирает советские винные этикетки. Его коллекция насчитывает несколько тысяч экземпляров. Источник пополнения коллекции — находки, которые друзья и коллеги передают в коллекцию Алексея. Специально для «РБК Вино» дизайнер предоставил цифровые копии некоторых редких экземпляров.
С любовью к истории
Как рассказал «РБК Вино» Алексей Якушик, он занимается дизайном этикеток около 30 лет. Кроме того, ему интересны вещи из прошлого, включая и советское прошлое.
Этикетка вина «Мартуни»
«Это определенная культура, мир, который уже изменился. Интересно прикоснуться к этому миру», — говорит он. Дизайнер коллекционирует не только винные этикетки, но старинные бутылки и жестяные кружки.
«Мне нравятся старые вещи, у них есть своя энергетика. Они какие-то настоящие. Раньше больше было настоящего труда, даже в тех же самых этикетках. Потому что их рисовали все вручную, каждую букву художник прорисовывал отдельно. И это видно, это чувствуется. Когда мы работаем над этикетками, я тоже дизайнерам ставлю задачу максимально больше использовать ручной труд. Потому что получается более интересный продукт, менее формализованный», — говорит он.
Чем интересны советские этикетки
Как рассказал создатель UNIQA, в советских винных этикетках, даже несмотря на наличие требований худсовета, присутствует особый колорит эпохи. При этом, по словам дизайнера, этикетки на вине, которое делали в Советском Союзе, существенно отличались от западных винных этикеток, которые выпускали в то же время. Он объясняет это наличием собственного пути.
«Советские этикетки очень сильно отличаются, например, от европейских этикеток того же времени. Потому что Советский Союз шел своим путем. Мы не копировали. Советские винные этикетки как часть визуальной культуры отражали в целом советский образ жизни. Иногда очень интересно смотреть, как этот культурный пласт передавали художники», — говорит он.
Этикетка вина «Терское»
Несмотря на общий подход в дизайне винных этикеток, они в зависимости от региона производства вина отличались друг от друга, имели собственный колорит, говорит Якушик.
«В каждом регионе, например, производилось советское шампанское: в Прибалтике, в Казахстане, в Узбекистане, в России. И очень интересно посмотреть, как одна и та же торговая марка выглядела в разных республиках. Вроде как подход централизованный, но они все очень разные. При этом именно у этикеток советского шампанского был, как бы мы сказали сейчас, очень строгий брендбук, но каждый регион имел какую-то свою «фишечку», — считает дизайнер.
Алексей Якушик говорит, что по его коллекции можно буквально увидеть историю советского виноделия и основные направления, в которых оно развивалось. Например, дизайнер отметил, что среди этикеток вообще нет ни одной, которая бы украшала бутылку с сухим розовым вином. Чаще всего, как отметил Якушик, встречаются этикетки сухих белых или крепленых вин, потому что именно эти вина пользовались большой популярностью у населения.
Выставка редких винных этикеток из коллекции основателя дизайн-бюро UNIQA пройдет в рамках Российского винодельческого форума, который состоится в Москве 7–8 ноября. Организаторами мероприятия для производителей, экспертов, потребителей, инвесторов и дистрибьюторов выступают фонд «Росконгресс», Россельхозбанк, Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР). Стратегический научный партнер — НИЦ «Курчатовский институт». «РБК Вино» является генеральным информационным партнером форума.