Каким будет 2025 год для российского вина и виноделия
Крупные производители, сомелье и виноторговые компании опасаются в новом году падения качества российского вина из-за снижения конкуренции. А небольшие винодельни ждут возможности расширить свое присутствие на рынке. Также представители отрасли рассказали об ожидаемых проблемах с поставками оборудования, опасности сокращения потребления вина в пользу пива и крепкого алкоголя и о том, как будет развиваться винная культура
Объем и качество российских вин
В 2024 году, согласно данным Росалкогольтабакконтроля, ежемесячно росли объемы производства и потребления вина в России. На законодательном уровне также были приняты меры, которые заявлялись как необходимые для развития отечественного виноделия: повышение ввозной пошлины на вина из недружественных стран, введение ГОСТа для винных карт ресторанов, который рекомендует выделение не менее 20% карты под российские вина, обсуждение введения квоты на отечественное вино для ретейла и общепита.
Российские виноделы, опрошенные «РБК Вино», ожидают укрепления российской продукции на рынке в 2025 году. В частности, руководитель винодельческого хозяйства «Усадьба Перовских» Игорь Еремин рассказал о том, что объемы производства российского вина в следующем году вырастут. Он также уверен в том, что конкуренция на внутреннем рынке будет расти, что положительно скажется на качестве российских вин.
«С увеличением опыта и внедрением современных технологий в виноделии, включая автоматизацию процессов, качество российских вин, скорее всего, будет расти. Виноделы будут экспериментировать с новыми сортами и методами производства, что может привести к созданию уникальных и конкурентоспособных продуктов, а также повышению эффективности производства», — рассказал Еремин. Он также подчеркнул, что возросшая конкуренция приведет к развитию маркетинга, созданию новых брендов и росту винного туризма как сегмента экономики.
Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort, считает, что качество российских вин может упасть. Причину он видит в отсутствии конкуренции из-за сокращения на рынке импортных вин.
«Если пошлины продолжат расти, то тенденция, которая началась еще в 2023 году после первого повышения, сохранится. Вина недорогого сегмента, которые сегодня стоят на полке до 1 тыс. руб., будут показывать наиболее значительный рост в цене», — отметил Липилин.
О влиянии на российское виноделие в 2025 году сокращения предложения импортных вин говорит и заместитель генерального директора «Кубань-Вино» Евгений Емельянов. По его словам, из-за принятых законодательных мер («увеличение таможенной пошлины, введение минимальной абсолютной ставки пошлины, фактический трехкратный рост акциза») сократится бюджетный сегмент импортного вина, повысится спрос на российское вино, что «создаст дополнительную нагрузку на отрасль, которая в том числе вызвана особенностями урожая 2024 года и рыночной конъюнктурой». «Климатические особенности 2024 года привели к снижению урожайности в основных винных регионах России — Краснодарском крае, Крыму, Дагестане. Оценки существуют разные, но консолидированно можно говорить об отклонении от планов на 10–15%», — говорит Емельянов.
Угрозу качеству российских вин видит и сомелье Роман Сосновский. Он подчеркнул, что в этом вопросе можно надеяться только на «ответственность» российских производителей, которые «не просто повысят ценники, а будут работать над качеством и стабильностью вин». А бренд-шеф сомелье ресторанной группы Maison Dellos Сергей Аксеновский говорит о важности создания образа качественного российского вина как части гастрономии и культуры.
Изменение ассортимента и дефицит в ретейле
Представители крупного ретейла, с которыми поговорил «РБК Вино», не ожидают в 2025 году каких-то принципиальных изменений и считают, что будет продолжена политика по популяризации российского вина. Они отмечают, что сейчас происходит перераспределение спроса на вино: покупатели все чаще отдают предпочтение новосветским и отечественным винам вместо старосветских.
«Мы поддерживаем этот спрос — уже расширили представленную долю российских вин на 5%, но нас сдерживает объем предложения от производителя. К сожалению, пока отечественные производители не готовы закрыть все потребности покупателей, особенно эта проблема заметна в средней ценовой категории и в категории премиальных вин, актуальных для покупателей «О'кей». Здесь производимых объемов часто хватает только для horeca. Поэтому мы ожидаем в зоне российского виноделия заметного дефицита, в частности, он коснется белых и игристых вин, потребление которых последовательно увеличивается все последние годы», — говорит Анастасия Завьялова, руководитель группы по работе с категорией «Вино и крепкий алкоголь» сети «О'кей».
В пресс-службе компании Metro также говорят о том, что ждут повышения спроса на российские вина, положение которых на рынке в 2025 году явно укрепится, а также наращивания объемов производства игристых вин, которые пользуются спросом. При этом в компании планируют продолжать поддержку отечественного вина. «Второй год подряд мы делаем рейтинг российских вин, которые представлены на полке Metro, чтобы покупателям было легче ориентироваться при выборе напитка», — уточнили в пресс-службе ретейлера.
Как изменится стилистика вин
Представители винодельческой отрасли ожидают в 2025 году продолжения тех трендов, которые уже наметились в 2024 году. Вина будут становиться легче, они будут менее алкогольными, а расти будет сегмент игристого.
«Вино будет становиться легче, на полках в процентном соотношении будет появляться больше игристых вин, больше розовых вин, и при этом все больше интереса будет именно к категории легких и не сильно алкогольных вин», — считает руководитель Винного парка Евгения Константинова.
Евгений Емельянов подтверждает наличие этой тенденции и говорит о том, что она сохранится на горизонте ближайших лет.
«Снижается спрос на красные вина, растет на белые и игристые. При этом виноградари и виноделы физически не могут изменить структуру выработки вина одномоментно. Временной лаг между принятием решения и изменением структуры вина не менее четырех-пяти лет», — считает он.
Конкуренция с пивом и другим алкоголем
Эксперты отмечают, что российские потребители продолжат увеличивать потребление крепкого алкоголя и пива, что может негативно отразиться на объемах потребления вина.
«Если, по нашим ожиданиям, игристое будет стабильным и даже немного прирастать, в сегменте тихих вин мы прогнозируем падение. После существенного роста цен на винодельческую продукцию, особенно из недружественных стран, из-за повышения акцизов и пошлин часть потребителей перешла в сегмент крепких напитков. При этом, стараясь сохранить низкий градус потребления, потребитель выбирает напитки, подходящие для смешивания с колой, соком, тоником или содовой», — отметил президент компании Ladoga Вениамин Грабар.
При этом Евгения Константинова, напротив, считает, что популярность вина может вырасти. В том числе как основы для коктейлей, которые набирают популярность в последнее время в качестве альтернативы коктейлям на основе крепкого алкоголя.
О возросшем влиянии пивной отрасли на винную говорит и Емельянов. Он подчеркнул, что виноделам придется столкнуться с возможной нехваткой стеклянных бутылок.
«Например, в России в 2025 году будет значительное увеличение потребности в стеклотаре с одновременным сокращением предложения. Основная причина — рост объемов производства пива. Один из крупнейших российских производителей пива на 2025 год увеличил заказ в два раза — информацию подтвердили три стекольных завода. При этом шесть печей уйдут в 2025 году на плановый «холодный» ремонт, что займет около 70–80 дней», — говорит он.
Сложности с поставками оборудования
На фоне санкций виноделы говорят также о том, что работу в 2025 году им могут усложнить проблемы с покупкой нового оборудования. В пресс-службе винодельни «Собер Баш» заявили о необходимости дополнительного субсидирования подобных затрат.
«Субсидирование покупки винодельческих препаратов в связи с ростом цен на них, так как стоимость всех вспомогательных препаратов выросла ввиду отсутствия прямых поставок от производителя. И все компании осуществляют привоз через третьи страны. А российские производители подобной продукции не производят, а если и производят, то неизвестно, какого качества», — говорят в пресс-службе.
О наличии проблем с поставками оборудования говорит и Емельянов. По его словам, дополнительным фактором, который осложнил существующее положение вещей, стал запрет на провоз комплектующих через территорию Белоруссии.
«Например, для многих комплектующих материалов осенью 2024 года закрыли путь через территорию Белоруссии. И проблема логистики денег стоит порой острее, чем логистика непосредственно товара. До мая 2025 года все страны — члены Евросоюза обязаны, согласно решению Евросовета, ввести уголовную ответственность за обход санкций в свое национальное законодательство», — отмечает он.
Рост социальной функции вина
Виноделы считают, что винная культура в России в 2025 году продолжит развиваться. В частности, это будет возможно за счет проведения винных ярмарок и фестивалей, которые будут служить инструментом популяризации в обществе.
«Будет появляться больше интересных форматов и инициатив. Как пример, совсем недавно в Анапе анонсировали появление винного автобуса с караоке в 2025 году, уже были винные экспрессы в Краснодарском крае и Севастополе, в Москве стартовала школа сомелье для пенсионеров, документальный фильм про вино впервые взял статуэтку ТЭФИ. Произошло множество событий в культурной и социальной сферах, и вполне можно ожидать, что в 2025 году подобных инфоповодов будет не меньше», — говорит Константинова.
Еремин, в свою очередь, ожидает роста и развития винного туризма как важного сегмента экономики, «включая создание новых туристических маршрутов и улучшение инфраструктуры для привлечения туристов». Однако Липилин уверен, что снижение общей конкуренции на российском винном рынке негативно скажется также на туристической и ресторанной сферах. Он считает, что «общее качество услуг будет снижаться».
Винный промоутер Влада Лесниченко затронула в своем прогнозе тему, которая напрямую влияет на популяризацию винной культуры, — возможность рекламировать российское вино не только в ночное время (действующий закон о рекламе 38-ФЗ приравнивает вино к остальному алкоголю и запрещает его рекламу днем).
«Жду очередного витка дебатов на тему возможности массовой, прайм-таймовой рекламы и электронной коммерции, направленных на продвижение российских вин, а точнее общей культуры потребления в нашей стране. Эти дискуссии — своего рода реклама, фокусировка, акцент на словосочетании «культура винного потребления» в средствах массовой информации», — говорит она.
О важности ресторанов как части продвижения винной культуры говорит и Сергей Аксеновский. Он отметил, что ждет адекватных требований к заведениям в части продаж российского вина.
«Рестораны давно являются витриной для качественных вин и играют важную социальную роль. В ресторанах и кафе люди встречаются, знакомятся, влюбляются в конце концов. Опосредованно, но все же влияют на повышение рождаемости. Я серьезно. Опять же в истории Европы есть примеры поддержки ресторанной сферы именно с целью увеличения численности населения. И в то же время ресторанная сфера очень ранима и остро реагирует на любые волнения», — добавил он.