Ретейлеры оценили последствия отмены скидок на алкоголь в России

Обновлено 20 декабря 2024, 10:30

Правительство в качестве одной из мер по борьбе с потреблением алкоголя предложило запретить продажу такой продукции со скидкой. Ретейлеры считают, что эта мера избыточна, а маркетологи говорят, что она может быть действенной

Предложенная правительством России меру по отмене скидок на алкоголь избыточна, а ее эффективность не доказана, рассказал «РБК Вино» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. В ассоциацию входят 26 крупнейших игроков рынка, включая «Азбуку вкуса», «Ашан Ритейл Россия», «Ленту», «Магнит», «Метро Кэш энд Керри», «Оби», «О'КЕЙ», «Карусель».

«Инициатива по запрету скидок относится к сфере прямого ценового регулирования, затрагивает экономику всех участников товаропроводящей цепочки. Возможности и последствия ее реализации требуют детального изучения, в том числе в контексте соответствия принципам и правилам конкуренции, установленных договором о Евразийском экономическом сотрудничестве. Подобные меры и ограничения представляются избыточными, но самое главное то, что их эффективность не доказана и не обоснована», — заявил он

В пресс-службе компании «Лента» сообщили, что доля промотоваров в ассортименте алкогольной продукции составляет 90%. Средний размер скидки при этом — 15%, однако во время сезонных праздников он может доходить до 30-35%. «Кроме того, есть различные механики, стимулирующие продажи вин, в том числе российского производства. <...> Скидки увеличивают покупательский трафик в категории, позволяют быть конкурентными на рынке, создают устойчивое восприятие доступности качественной безопасной продукции», — добавили в пресс-службе.

В декабре правительство опубликовало распоряжение, в котором отмечены меры по снижению потребления алкоголя в стране. В качестве одной из них рассматривается возможность отмены скидок на алкоголь.

«Анализ практики применения скидок с цены алкогольной продукции при розничной продаже покупателям, приобретающим алкоголь для личных нужд, и подготовка предложений о возможности установления запрета на применение таких скидок», — сказано в документе. В качестве ответственных за реализацию этой меры указаны Росалкогольтабакконтроль (РАТК), Минпромторг, Минздрав, Минфин, Минсельхоз и Роспотребнадзор. Эта мера, согласно тексту распоряжения правительства, должна быть проработана до 15 апреля 2025 года.

Как рассказали «РБК Вино» в пресс-службах Минфина и Минсельхоза, идея возможной отмены скидок на алкоголь, предложенная правительством, прорабатывается в ведомствах. «РБК Вино» направил запросы в РАТК, Минпромторг, Минздрав и Роспотребнадзор.

За последние два года в России отмечают сокращение доли краткосрочных промоакций (длительностью до четырех месяцев) на алкогольном рынке, говорят в пресс-службе компании «Нильсен». Если в 2022 году она находилась на уровне 41%, то в 2024 году составила 26%. При этом в ноябре 2024 года — 23%.

Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу «Нильсен», отметила, что тренд на снижение значимости краткосрочных промоакций в целом характерен не только для алкогольной продукции, но и для всех видов товаров повседневного спроса.

«Однако снижение доли промопродаж не всегда означает, что ретейлеры отказываются от скидок, во многом это может быть связано с переключением на стратегию EDLP (низких цен каждый день), при которой «желтые ценники» держатся длительный период времени (согласно принятой «Нильсен» методологии, дольше четырех месяцев), а цена со скидкой в восприятии покупателя постепенно приобретает роль «регулярной» цены. Этот тренд заметен на рынке уже не первый год, однако сейчас он усиливается благодаря тому, что игрокам важно сохранять для покупателя определенный психологический уровень стоимости», — говорит она.

В пресс-службе «Нильсен» также отметили, что в отдельных категориях алкоголя доля краткосрочных промоакций в 2024 году была выше среднего показателя — например, по текиле она составляла 38%, по джину — 36%, по вермутам — 36%, по рому — 35%. «Это говорит о том, что перечисленные категории чаще продаются по краткосрочным акциям. Наименее запромотированной категорией алкогольных напитков в 2024 году стала водка (20%)», — добавили в пресс-службе.

Как отметили маркетологи, опрошенные «РБК Вино», отмена скидок на алкоголь действительно может сократить объем потребления спиртного в России.

Маркетолог и экономист Игорь Качалов отметил, что в России сейчас существует тренд на сокращение потребления алкоголя, а в случае введения запрета на использование скидок при продаже спиртного его потребление будет снижаться еще активнее. По его словам, отмена скидок может сократить потребление на уровне около 5% в год. Он также отметил, что инициатива правительства является следствием тенденции на оздоровление нации, которая уже есть в России.

В случае отмены в России скидок на алкоголь, потребление спиртных напитков может сократиться на количество тех, кто прицельно покупает такие товары именно по сниженной цене, «охотников за скидками», рассказала директор по развитию портфеля «Алкогольная Сибирская Группа» Наталья Неворотова.По ее словам, скидки и промотовары являются значимым фактором при покупке в среднем для 40% потребителей.

«Без скидок трудно будет продвигать и выводить на рынок новые бренды. Все, скорее всего, уйдут в так называемые цены EDLP (низких цен каждый день). И эти цены в каждой ценовой категории, вероятно, сведутся к одинаковым цифрам. Покупатели будут выбирать в основном известные бренды, трудно будет выводить новинки», — говорит эксперт.

Неворотова также отмечает, что в случае отмены скидок на алкоголь для ретейла вырастет значение прочих неценовых промо. «Начнутся опять всякие подарки за покупку в виде промопаков, онпаков, кросс-промо. Если не запретят кешбэки, этот инструмент начнет развиваться еще быстрее», — добавила она.

В конце декабря министр здравоохранения России Михаил Мурашко в ходе выступления на заседании правления Союза женщин России рассказал, что в стране приостановился процесс снижения потребления алкоголя.

«Действительно, снижалось в последние годы потребление алкоголя. В 2019 году это было 9 л чистого этанола на душу населения, в 2023 году — 8,49. Но сейчас пока мы видим, что этот процесс снижения приостановился», — заявил он.

По данным РАТК и статистики в базе ЕМИСС, в январе—ноябре 2024 года в России было продано в розницу максимальное количество спиртного с 2017 года. Если за 11 месяцев 2017 года было реализовано 167,9 млн декалитров (дал) алкоголя, то за тот же период 2024 года — 201,7 млн дал. Рост составил 20%.

Поделиться