Пивные напитки вытеснили с рынка слабоалкогольные коктейли
Российский рынок слабоалкогольных напитков изменился — доля пивных напитков увеличилась за год с 20 до свыше 90%, почти вытеснив коктейли на основе другого алкоголя. Правда, потребитель изменений практически не заметил. Какие слабоалкогольные коктейли пьет и будет пить Россия — в материал «РБК Вино»

Российский рынок слабоалкогольных напитков изменился — доля пивных напитков увеличилась за год с 20 до свыше 90%, почти вытеснив коктейли на основе другого алкоголя
Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»
Содержание
В декабре в России было продано 17,3 млн бутылок слабоалкогольных напитков (САН), из которых 15,7 млн штук, или 91%, составили пивные напитки. Еще год назад, в январе прошлого года, объем продаж пивных напитков составлял всего 3,7 млн штук, а рыночная доля — 23%. Такие данные кассовых продаж предоставили «РБК Вино» в российской пивоваренной компании, их подтвердили в двух компаниях производителях САН и независимые эксперты.

При этом общий объем продаж слабого алкоголя в 2024 году рос: если в январе—феврале прошлого года продажи составляли 15,9 и 16,2 млн штук соответственно, то показатели последних двух месяцев года — 16,6 и 17,3 млн штук.
Причина таких изменений — попытка производителей уйти от уплаты повышенных акцизов. С мая прошлого года акциз на САН увеличился почти в четыре раза, до 141 руб. за литр напитка. И уже в апреле доля пивных напитков начинает стремительно расти. Для этой категории акциз составляет всего 27 руб. за 1 литр. Разница по сравнению с САН — более чем в пять раз. «В итоге производители начали менять название продукции, заявляя ее как пивные напитки. Если вы посмотрите, то увидите в магазинах коктейли со вкусами водки, мохито, виски с колой, на которых прямо написано, что это — пивной напиток», — говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Строго по ГОСТу
Согласно ГОСТу, слабоалкогольные напитки (САН) — продукция с содержанием спирта не менее 1,2% и не более 9% объема готовой продукции, произведенная с использованием ректификованного этилового спирта и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, питьевой или минеральной воды, с общей минерализацией не более 1 г/л и не относящаяся к винодельческой и пивоваренной продукции. Они могут в составе сахаросодержащие вещества, пищевые кислоты, двуокиси углерода, настои, экстракты фруктов (плодов, ягод) и зерновое сырье, соки, растительное сырье, молочные продукты, мед и иную продукцию пчеловодства, соль, иные спиртные напитки, пищевые добавки и ароматизаторы.
Пивной напиток, согласно ГОСТу, — «это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции), и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернолродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта».
«Сегодня мы видим ярко выраженную тенденцию. На полках магазинов появляются продукты, которые сложно назвать традиционными пивными напитками: например, джин со вкусом пива или пивной напиток со вкусом водки и клюквы, — говорит Даниил Бриман, председатель Совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО «Суздальский Пивовар». — Это глобальный тренд, при котором значительная часть слабоалкогольных напитков буквально «перетекает» в категорию пивных».
В чем разница между пивным и слабоалкогольным напитком
Основное отличие пивного напитка в том, что его крепость не может превышать 7%, в то время как основная часть слабоалкогольных коктейлей содержат 9% этилового спирта
Если читать ГОСТы, то пивные и слабоалкогольные напитки отличаются принципиально.
«Основное отличие пивного напитка в том, что его крепость не может превышать 7%, в то время как основная часть слабоалкогольных коктейлей содержат 9% этилового спирта. Кроме того, пивной напиток обязательно должен содержать пивное сусло (частично или полностью), в то время как слабоалкогольные коктейли могут производиться на основе спирта или других дистиллятов», — говорит доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
Однако на практике из-за крайне размытых определений разница между двумя этими категориям оказывается не столь существенной. «Категория пивных напитков включает в себя крайне широкий спектр пивоваренной продукции. Например, если при производстве пива из 100% солода технолог добавит немного специй (например кориандр) — этот продукт уже пивной напиток. И коктейль из пива с лимонадом тоже будет, исходя из действующего законодательства, пивным напитком. Крайне широкая трактовка позволяет продуктам из других категорий алкогольной продукции успешно маскироваться под этот продукт», — говорит председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции Игорь Хавский.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
В основе пивного напитка лежит ферментированная основа — это по факту пиво или сидр, из которого удалили натуральный пивной или яблочный вкус. Это позволяет создавать пивные напитки с любыми вкусами. «ГОСТ для пивных напитков допускает добавление вкусоароматических компонентов, что делает их схожими со слабоалкогольными коктейлями по вкусовым характеристикам. Производители сохранили старые названия и стилистику упаковки, что позволяет потребителю не заметить разницы», — объясняет Черниговский.
Как говорят эксперты, сегодня сложно даже проверить, действительно ли в производстве используется ферментированная основа вместо других спиртов. «Производители слабоалкогольных напитков нашли эффективный способ сэкономить: заменили этиловый спирт на пивную основу, по крайней мере, на этикетке. Сделали ли они это в реальности, мы не знаем», — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. С ним согласен и Даниил Бриман: «Парадокс в том, что многие напитки, которые вчера были слабоалкогольными коктейлями, сегодня вдруг стали пивными. Это вызывает вопросы: как возможно так резко изменить технологию производства?»
«В нормативной базе нет прописанных методов контроля содержания солода в пиве и пивных напитках в готовой продукции. Получается, что можно выловить нарушения технологии только на производстве. Для этого контролерам надо там жить либо иметь информацию от сотрудников предприятия», — объясняет Шапкин. По его словам, получается, что часто пивные напитки и слабоалкогольные отличаются только словами в наименовании вида продукции.
Замечают ли разницу потребители

Если у компании уже есть оборудование для варки пивного сусла и брожения, то переход на производство пивных напитков не составит труда
По пути производства пивных напитков пошли практически все крупные производители САН. Как заявили в аналитической компании «Нильсен», классический пример — коктейли от производителя «Очаково», «Джин-Тоник» и «Мохито», которые в прошлом году начали выпускаться на пивной основе. Крепость напитков — 6,9%, основа — пивное сусло. Цена в рознице — от 100 до 120 руб. за 0,45-литровую бутылку. ГК «Руст» продает серию пивных напитков «Браво Премиум» с классическими вкусами известных коктейлей. «Объединенных пензенских водочных заводов» (ОПВЗ) предлагают покупателям напиток Regstaer's со вкусом джин-тоника на основ пивного сусла. Все указанные производители не стали комментировать решение о переводе своих продуктов в другую категорию. «Руст» отказался от комментариев, в «Очаково» и ОПВЗ не ответили на запрос «РБК Вино».
Новый акциз сделал производство классических коктейлей в банках экономически неоправданным. «Сейчас пол-литровая банка напитка, которая раньше стоила меньше 100 руб., должна стоить за 200 руб. Мне кажется, ни один нормальный человек не будет покупать разбавленный джин-тоник за эти деньги, если рядом стоит джин за 300–400 руб. в пол-литровой бутылке и тоник за 80 руб. литр. Из пол-литровой бутылки джина можно развести самостоятельно около 3 л коктейля», — говорит Шапкин.
Как говорят эксперты, перестроить производство с выпуска САН на пивные напитки совсем несложно, но все зависит от изначальных возможностей производителя. Если у компании уже есть оборудование для варки пивного сусла и брожения, то переход на производство пивных напитков не составит труда. «Однако многие производители слабоалкогольных коктейлей ранее не имели такого оборудования. Для них перестройка производства — это не просто смена рецептуры, а необходимость построить новый технологический процесс, включая закупку оборудования для варки и брожения, — говорит Бриман. — Остается загадкой, как производители, не имеющие таких технологий, могут выпускать пивные напитки с теми же вкусовыми характеристиками, что и их прежние слабоалкогольные продукты».
Пивные напитки со вкусом классических коктейлей на основе водки, джина и других спиртов обладают несколькими преимуществами в глазах покупателей. Во-первых, благодаря низкому акцизу их цена оказывается существенно ниже, чем у САН. Во-вторых, низкий градус дает им дополнительное преимущество. Для джин-тоника и похожих готовых коктейлей 7–9% — идеальное содержание алкоголя, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
«Потребитель в большинстве случаев не замечает разницы: названия и дизайн упаковки остались прежними, вкусовые характеристики практически не изменились, — говорит Черниговский. — Потребители редко обращают внимание на технологические нюансы, особенно если крепость напитка осталась в привычных рамках. Изменение поведенческой модели минимально».
Как будет развиваться рынок слабоалкогольных напитков

Категория слабоалкогольных напитков будет расти
Категория слабоалкогольных напитков будет расти, уверены все опрошенные эксперты. Причина — доступные цены, удобный формат бутылок, мода на здоровье и популярность коктейлей у молодежной аудитории.
В «Нильсен» подсчитали, что слабоалкогольные напитки в целом показали рост продаж в 2024 году. «Что касается не только категории коктейлей, но и других слабоалкогольных напитков (пива, сидра), то в 2024 году они показали рост продаж в натуральном выражении», — заявили в компании. В частности, пиво прибавило 4,6% в натуральных продажах, а сидры — 15,6%.По мнению представителей компании, слабоалкольные напитки могут стать одним из перспективных направлений на алкогольном рынке, особенно в условиях растущего тренда на внимание к себе и заботу о здоровье. «К примеру, слабоалкогольные напитки могут продолжить развиваться за счет вклада более молодых потребителей — зумеров (покупателей в возрасте до 25 лет), — объяснили в аналитической компании. — Уже сейчас среди тех молодых людей, кто приобретает алкогольные напитки, предпочтения распределяются в сторону слабоалкогольной или среднеалкогольной продукции: сами покупатели говорят о том, что вермуты, пиво, коктейли, вино или сидр более популярны в их корзине, чем крепкий алкоголь».
Выводы аналитиков подтверждают и данные Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Согласно статистики ведомства, продажи слабоалкогольных напитков в 2024 год составили более 12 млн декалитров, что на 34,7% меньше, чем годом ранее. Причем продажи пивных напитков увеличились на 14,9%, достигнув 103,5 млн дал.
Против массовой миграции слабоалкогольных напитков в категорию пивных коктейлей выступают производители пива. «Мы считаем, что мимикрия алкогольных коктейлей, порой сомнительного качества и происхождения, под пивные напитки негативно влияет на пивоваренную отрасль. На полке магазина потребитель не всегда может отличить пиво от коктейля, поэтому мы рекомендуем внимательно изучать состав и приобретать продукцию только проверенных и всем известных производителей», — говорит Вячеслав Мамонтов. По его словам, процесс миграции алкогольных коктейлей еще раз «подсвечивает» необходимость совершенствования технических регламентов. «Для баланса на алкогольном рынке нельзя устанавливать единые нормы для всех категорий напитков, которые содержат алкоголь. Мы поддерживаем разработку отдельных законодательных норм для разных продуктов — пива, вина, спиртных напитков», — считает Мамонтов. «Текущая ситуация показала несовершенство регулирования. Речь должна идти не об усилении контроля, а о его совершенствовании. В первую очередь необходимо уточнить терминологию и классификацию пивных напитков, чтобы исключить возможность злоупотреблений», — добавляет Бриман.
Специалисты считают, что каких-либо ужесточений требований в отношении пивных напитков ждать не стоит. «Пиво и пивные напитки находятся в привилегированном положении: они не маркируются акцизными марками, их розничной торговлей могут заниматься индивидуальные предприниматели, а акцизная политика остается относительно мягкой, — говорит Черниговский. — Поднять акцизы на пивные напитки — единственный вариант усиления регулирования, но на данный момент это не планируется, так как приведет к конфликту с крупными игроками рынка. В целом текущая ситуация выгодна производителям и ретейлерам».