Что значит перенос маркировки импортного алкоголя в Россию
Минфин разработал законопроект о введении обязательной маркировки вина для импортного алкоголя внутри России с 1 марта 2026 года. О том, как он будет работать и к каким последствиям приведет, — в материале «РБК Вино»
Что предложил Минфин
Минфин предложил полностью перевести маркировку импортного алкоголя на территорию России с 1 марта 2026 года. Речь идет о том, что весь зарубежный крепкий алкоголь и вино должны будут получить федеральную специальную марку, уже будучи ввезенными в Россию, а не за рубежом, как ранее. На пиво и слабоалкогольную продукцию эти требования не распространяются.
Как пояснил Минфин, зарубежная маркировка приводит к издержкам импортеров из-за логистических расходов и трат на маркировочные центры, находящиеся за пределами России. Ее перенос позволит не зависеть от услуг западных стран и сосредоточить в России финансовые средства, предназначенные для этой процедуры. «Это будет способствовать созданию новых инфраструктурных объектов и рабочих мест, формированию новых логистических маршрутов на территории России, а также модернизации и увеличению складских мощностей», — отметил Минфин.
Как импортный алкоголь маркировали раньше
Любая импортная бутылка алкоголя (требование распространяется только на пиво и крепкий алкоголь) должна при ввозе в страну иметь на себе федеральную специальную марку, которая подтверждает, что с нее уплачены все налоги и сборы и она ввезена в страну законно.
До 2021 года это было необходимо делать исключительно за рубежом. «Было несколько вариантов. Первый — мы отправляли компании — поставщику продукции федеральные специальные марки, и он уже у себя на предприятии оклеивал бутылки из нашей партии, — говорит президент компании LADOGA Вениамин Грабар. — Второй вариант: мы закупали продукцию, привозили ее на специальный склад в Прибалтике, туда же доставляли марки и оклеивали ими бутылки уже там».
Как говорил экс-губернатор Калининградской области Антон Алиханов, в Прибалтике были созданы целые кластеры по хранению и маркировке алкоголя.
Как импортный алкоголь маркируют сейчас
Эксперимент по тестовой маркировке импортного алкоголя в России начался в 2021 году. Первоначально он проводился только в Калининградской области, но в 2022 году его расширили на другие регионы — Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Брянскуюя, Владимирскую, Калининградскую, Ленинградскую, Псковскую и Смоленскую области, Краснодарскй край и Татарстан. В марте 2023 года эксперимент по нанесению марок на складах в России продлили до 31 мая 2026 года.
В пресс-службе ФТС России «РБК Вино» пояснили, что целью эксперимента является тестирование возможности нанесения марок на алкогольную продукцию, которая помещена под таможенную процедуру таможенного склада, и обеспечение исключения рисков нелегального оборота данной продукции.
Сейчас алкоголь завозится на таможенный склад в России, где на него уже и наклеивают марки, после чего выпускают в торговлю. Как заявляют участники рынка, инфраструктура для маркировки алкогольной в России практически построена, а процесс маркировки налажен. «Это позволяет говорить о том, что с 2026 года механизм будет полностью реализован», — заявил исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин.
«Эта инициатива была ожидаемой, поскольку еще в марте возникли определенные трудности с таможней, и многим компаниям пришлось начать маркировать товары внутри страны. Сейчас процесс формализован, и большинство компаний уже маркируют продукцию в России. Указанные сроки являются приемлемыми. Можно ожидать, что к 2026 году все компании смогут адаптироваться к новым требованиям», — комментирует Александр Липилин.
Как прокомментировали в компании LADOGA, после ввода эксперимента в компании начали работу по созданию собственного таможенного склада. LADOGA уже 1,5 года не пользуется услугами прибалтийских компаний, полностью маркируя свою продукцию в России. «В октябре 2022 года на его площади мы начали оформлять импортную продукцию федеральным специальными марками. В начале 2023 года LADOGA арендовала под эти цели отдельный склад в Шушарах (Санкт-Петербург) площадью 7 тыс. кв. м. Ресурсы площадки позволяют маркировать 180 тыс. бутылок в сутки. LADOGA будет использовать новые складские мощности для закрытия как собственных потребностей, так и для выполнения заказов других операторов рынка», — прокомментировал Вениамин Грабар.
Какие могут быть сложности с маркировкой
Большинство опрошенных импортеров алкоголя говорят, что позитивно относятся к маркировке в России. Главные опасения вызывают расходы на развитие инфраструктуры и юридические сложности.
«Есть ряд юридических тонкостей (например, пересортица товара на стороне поставщика), которые повышают риски для бизнеса, — заявили в Simple Group. — Юридическая сторона переноса оклейки, на наш взгляд, требует дополнительной проработки». По словам представителя компании, Simple Group сейчас обрабатывает на территории России до 50% грузов. «Для минимизации рисков, описанных ранее, мы вынуждены осуществлять дополнительные проверки грузов на европейских (прежде всего прибалтийских) складах, чтобы выявить все случаи отклонений по товарному составу и количеству груза. Это дорогостоящий процесс, который значительно влияет на итоговую стоимость продукции», — говорит представитель компании.
Второй момент — таможенная и складская инфраструктура. «В настоящее время на российском рынке труда и на рынке складской недвижимости сложилась достаточно напряженная ситуация с доступностью ресурсов, что напрямую сказывается на стоимости операций. Рост издержек достаточно ощутим, в то время как вариантов оптимизации немного: вся маркировка осуществляется только вручную (технологическое оборудование показывает свою эффективность только на больших объемах и прежде всего в производстве)», — объясняют в Simple.
«Для улучшения процесса можно было бы снизить регуляторное давление и упростить требования к складам, где осуществляется акцизная маркировка. Это позволит увеличить количество игроков на рынке услуг по маркировке алкогольной продукции и снизить цены, так как они остаются высокими. Упрощение требований к складам также позволит большему числу импортеров маркировать продукцию самостоятельно», — считает Лилипин из Fort.
«Перенос маркировки в Россию может стать еще одним фактором для повышения розничных цен на спиртное вместе с изменением пошлин и акцизов», — говорит генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. Второй фактор — изменение рынка импорта алкоголя. Сейчас в страну ввозится ежегодно порядка 300 млн л тихого вина, 80 млн л игристого и порядка 100 млн л крепкого алкоголя. «Понятно, что это требует огромной инфраструктуры, которую создадут лидеры алкогольного рынка, — считает Черниговский. — Небольшие импортеры будут лишены альтернативы, они будут вынуждены пользоваться услугами крупных компаний и попадать в определенную зависимость от них».
По словам Игоря Караваева, председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), эксперимент по маркировке алкоголя в регионах показал свою эффективность, однако стоимость оклейки импортного алкоголя на территории России выше, чем за рубежом — порой в 2-2,5 раза. Он считает, что полный перенос маркировки не окажет серьезного влияния на ценообразование алкоголя, однако может не позволить импортерам окупить вложения в действующую сегодня инфраструктуру по маркировке. «Было бы целесообразно предусмотреть переходный период с сохранением вариативности маркировки, а также обсудить возможность частичной организации процесса маркировки на мощностях стран Евразийского союза, учитывая, что сейчас многие ключевые логистические потоки связаны со странами ЕАЭС», — отметил Игорь Караваев.