Артур Саркисян — о винодельческих регионах: Дагестан
Самый старый, официально, винодельческий регион на территории России со своим восточным колоритом, как в виноделии, так и в винных инвестициях. Одно из новых и быстро развивающихся направлений энотуризма. В Дагестане всё ярко, привлекательно и не так просто, как кажется с первого взгляда. В перипетиях дагестанского виноградарства и виноделия разобрался партнер «РБК Вино» Артур Саркисян, для которого этот регион совсем не чужой
Все дороги ведут в Дербент
Дагестан удивительно разнообразен. Множество языков, культур перемешались на относительно узкой полоске земли между горами Большого Кавказа и Каспием. Виноделие распределено в республике неоднородно. Один из главных очагов — это казачий север, долина Терека. Это Кизляр, сорт Алый Терский, из которого делали виноградную водку-кизлярку еще в XVII веке. Сейчас там один из крупнейших коньячных заводов в стране, и можно купить коньяк «Россия» с князем Багратионом на этикетке и легендарный кизлярский нож в придачу, но о ножах как-нибудь в другой раз. Наша тема — виноградники, а их в районе Кизляра сохранилось не так много. Укрывная зона и многие посадки не сохранились в сложные 1990-е годы.
Вообще виноградников в Дагестане много. Официально их 27 тысяч гектаров, виноград для производства вина дают 16 тысяч. Я десять лет езжу по Дагестану, но до сих пор в этой виноградной арифметике концы свести не всегда удается. Очевидно одно — сейчас главный регион виноградарства и виноделия в регионе — это Южный Дагестан с центром в Дербенте. Туда ведут все дороги винных туристов и винных инвесторов.
Что пробовать в Дагестане?
Несмотря на статус самого южного региона российского виноградарства, в Дагестане даже на юге достаточно прохладно. На климат влияют высокие горы Кавказа, и раз в десять-пятнадцать лет даже в Дербенте случаются настоящие зимы. В связи с этими особенностями климата, в Дагестане акцент виноделия был сделан на создании коньяков. Помимо уже упоминавшегося Кизляра, один из символов Дагестана — это Дербентский коньячный комбинат. Когда меня спрашивают: что подарить из вина уважаемому человеку, вариантов много. Если речь о крепком алкоголе, на первом месте наряду с Кизляром будет Дербент. В старых дербентских коньяках урожая 1969–1971 годов и более поздних сохранена, как цветок в янтаре, стилистика почти утраченных дагестанских сортов винограда — «нарма», «гюляби» и прочих. Их точно стоит попробовать.
Еще одно направление — это игристые вина, которые также хорошо получаются в регионе, где большинство выращиваемых сортов — белые. Их делают из большого набора сортов — от Рислинга до Ркацители. На некоторые виноградниках сохранились старые лозы Ркацители, из которых также получаются вполне убедительные тихие вина. Лучшие красные вина достаточно легки, без высокого алкоголя и не очень танинные. Пробуя дагестанский мерло, его вслепую можно принять за пино нуар — настолько он легок и бестелесен. Неплохо получаются вина из «каберне фран», но в целом серьезные красные вина у Дагестана еще впереди. К сожалению, очень мало сохранилось на виноградниках автохтонных сортов винограда. Некоторые из них мне доводилось пробовать в микропартиях вина. «Махбор цибил» или «гимра» могут давать очень характерное вино с собственным лицом, но пока не пытайтесь запомнить эти названия — в продаже не найдете. Это всё пока на уровне экспериментов виноделов.
Куда ехать?
Как и было сказано — в Дербент. Больше дух тысяч лет назад практичные люди построили две параллельных стены от кавказских гор до моря в самом узком месте, где проходили караванные маршруты Шелкового пути. Между двух стен, которые было не обойти, построили караван-сараи для удобства путников и за все это брали плату. Неудивительно, что на этих вратах кратчайшего пути из Азии в Европу оставались многие достижения культур двух континентов. В том числе и виноградарство, которое в окрестностях Дербента процветало уже две тысячи лет назад.
Стены, ворота и древняя крепость Нарын-Кала, охранявшая город, сохранились до сих пор. К юбилею Дербента, отметившего свои две тысячи лет не так давно, город привели в туристический вид, а в подарок от Германа Грефа он еще и получил цветомузыкальный фонтан. Получилось очень красивое туристическое место на берегу моря с древней историей, вкусной кавказской кухней (обязательно попробуйте лепешки-чуду с разными начинками и чай из самовара) и виноделием.
Несмотря на списочное изобилие виноградников, виноделен в Дербенте для посещения совсем не много. Можно за пару дней уложиться, вместе с осмотром крепости. В самом центре у подножья древней стены находится винодельня «Дербент-Вино». На территории целый арт-кластер с оригинальными объектами современного искусства, дегустационный зал, маршрут по современному производству. Другой крупный производитель — Дербентский коньячный комбинат с большим новым дегустационным залом-магазином, красивой территорией, напоминающей парк и туристическим центром истории дербентского коньяка, расположенном в глубоком подвале Комбината. Очень грамотно сделанная экспозиция, показывающая все этапу производства, вкусы и ароматы коньяков Южного Дагестана. Также в Дербенте находится небольшая семейная винодельня «Агролайн» с мемориальным кабинетом основателя, красивым погребом, где выдерживаются в бочках вина. Гостей принимают пока небольшими группами, зато встречает владелец — Леон Давыдов. Человек глубокий и эрудированный. Этом году у этого хозяйства появился собственный мини-отель — несколько коттеджей на берегу Каспия с выходом на песчаный пляж.
Стоит ли инвестировать?
Это очень непростой для Дагестана вопрос. Регион, безусловно, перспективен. Климат и почвы Южного Дагестана хорошо подходят для промышленного виноградарства. Есть квалифицированные люди, хорошо понимающие, что такое виноградник и как на нем работать. Земли свободной, на первый взгляд, много, но получить ее и здраво ей распорядиться очень непросто. Лично меня очень расстраивают запущенные виноградники и поросшие бурьяном склоны, которые где-нибудь в Краснодарском крае давно были бы заняты ровными рядами лоз, но в Дагестане пока этого не видно. Инвестируют в регион только местные крупные игроки, много фермерских виноградников, но виноделен и винных брендов на такие площади посадок в Дагестане единицы. Дело еще и в том, что не во всех селах и районах Дагестана делать из винограда вино позволяют местные традиции и религиозные обычаи. Я не чужой этом региону человек, есть родственники в Дагестане, но и мне сложно представить там инвестиционный проект человека «со стороны». Слишком много тонких особенностей.