Аналитики назвали самые популярные алкогольные напитки в России

Обновлено 28 октября 2024, 08:27

В России в третьем квартале 2024 года сократились продажи вермута, бренди и конька, но при этом россияне все больше стали покупать в рознице ром, джин и сидр. О том, какие алкогольные напитки и почему стали больше пить в России, а какие перестали, в материале «РБК Вино»

Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM

По данным NielsenIQ, в России можно заметить изменение трендов на рынке крепкого алкоголя

В третьем квартале 2024 года продажи вермута в России сократились на 25,5% в натуральном выражении, бренди — на 5%, коньяка — на 2,5%, а шампанского — на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Остальные категории алкоголя показали рост. Лидером стал джин, продажи которого выросли более чем на 20%. Такие данные по итогам анализа продаж в российской розничной торговле в третьем квартале сообщила «РБК Вино» аналитическая компания NielsenIQ.

Руслан Брагин, руководитель направления крепкого алкоголя виноторговой компании Fort, замечает, что, если принять данные NielsenIQ за основу и сравнить третий квартал 2023 и 2024 годаов, можно заметить рост всех основных категорий. «Это, вероятно, связано с увеличением тревожности в обществе и попытками потребителей сгладить ее путем увеличения потребления алкоголя», — считает эксперт.

Изменение трендов на рынке крепкого алкоголя

Данные NielsenIQ позволяют заметить изменение трендов на рынке крепкого алкоголя. Ранее наибольшие темпы роста в розничных продажах демонстрировал виски. По итогам полугодия рост его розничных продаж, по данным NielsenIQ, в натуральном выражении составил 22,6%, а в деньгах — почти 30%. В третьем квартале рост продаж этого напитка замедлился: 16,9% в натуральном выражении и 17,4% — в деньгах. Быстрее виски стали расти продажи джинов (20,1% в натуральном выражении) и рома (17,1%). При этом в целом три эти категории остаются лидерами роста в крепком алкоголе, на фоне того, что натуральный рост продаж водки составил всего 0,4%.

«Да, мы согласны с тем, что ром и джин растут активнее, чем виски и ряд других традиционных крепких категорий. Мы видим это как на основе статистики собственных продаж, так в поведении потребителя», — говорит президент компании Вениамин Грабар. По его словам, это объясняется снижением потребления вина и ростом крепких напитков. «Мы связываем рост продаж крепкой продукции со снижением интереса к винодельческой продукции, цена на которую попала под давление мер по повышению ввозных пошлин и акциза. Основной удар пришелся на вина из недружественных стран. Потребитель, который решил отказаться от этой продукции, лишь отчасти перешел на вина российских виноделов и вина из дружественных стран. Существенная часть аудитории перешла в категорию крепких спиртных напитков, которые идеально подходят для приготовления простых коктейлей, то есть, стараясь при этом не повышать сам градус потребления, смешивает джин, вкусовые водку, ром и виски с тоником, колой или содовой, например», — говорит Вениамин Грабар. По его словам, это прослеживается и в статистике от NielsenIQ: больше всего растут напитки, которые идеальны для смешивания простых коктейлей.

«Что касается джина, то да, конечно, категория показывает рост, но за счет российских производителей. После ухода больших брендов все крупные российские компании выпустили свой собственный джин, который хорошего качества и по цене более доступный, соответственно, большее количество потребителей могут его себе позволить», — говорит Павел Лисицын, руководитель направления «Крепкий алкоголь» компании AST.

Впрочем, в абсолютных цифрах виски существенно обгоняет и ром, и джин. «Виски остается полюбившейся категорией у россиян. По емкости это пятая категория в стране — больше, чем джин и ром (джин на десятом месте, ром — на 12-м)», — говорит директор по маркетингу Luding Group Ирина Осадчая. По ее словам, категория джинов продолжает расти двузначными цифрами, но при этом замедляя темпы прироста от года к году. «Ром растет ввиду восстановления категории, после ухода двух ключевых игроков. Российские производители являются драйверами категории, уверенно занимают освободившееся место. Доля категории виски в крепком алкоголе по итогам третьего квартала 2024 года составляет 21%, тогда как доли категорий джина и рома 5 и 4% соответственно», — отмечает эксперт.

Руслан Брагин из компании Fort, также говорит, что объемы продаж бренди и виски значительно опережают ром и джин. «Колебания внутри категории джина могут быть связаны с активизацией его производства всеми российскими ЛВЗ и сезонностью: третий квартал года — это летние месяцы, что закономерно вызывает повышенный спрос на легкие коктейли на основе джина. Напомню, что как в денежном выражении, так и в бутылках джина в России продается несравнимо меньше, чем водки, бренди и виски. Таким образом, рост в категории джина можно охарактеризовать как бурю в стакане воды. То же самое относится и к рому; возможно, это были сезонные летние ром-кола. Категория рома в России также остается очень малой. Кстати, коктейли с джином и ромом летом выступают конкурентами освежающего пива», — говорит эксперт. Он считает, что эта тенденция вряд ли сохранится в осенне-зимний сезон — бренди и виски возьмут закономерный реванш в холодное время года.

Между тем в третьем квартале сократились продажи и коньяка, и бренди (NielsenIQ считает коньяком только напитки, произведенные во Франции). Натуральные продажи коньяков упали на 2,5%, а в деньгах выросли на 3,9%, бренди потеряли 5% в натуральных продажах, но выросли на 4,6% в деньгах. Интересно, что по итогам полугодия бренди и коньяк демонстрировали устойчивый рост. Натуральные продажи их росли на 6,5 и 9,2% соответственно, а в деньгах в первом полугодии они выросли на 13 и 18,1%. «В денежном выражении как бренди, так и коньяки показывают рост. Видимо, потребители стали готовы платить больше за единицу товара», — говорит Руслан Брагин.

Генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», кандидат экономических наук и доцента кафедры менеджмента факультета экономики и финансов РАНХиГС в Санкт-Петербурге Максим Черниговский называет несколько причин сокращение продаж бренди. По его словам, это может быть конкуренция с другими премиальными напитками, изменение потребительских предпочтений (о чем говорит рост категории виски, джина, текилы и рома) и недостаточная маркетинговая поддержка. «Несмотря на текущее снижение, бренди остается важной категорией на рынке крепких напитков. Для восстановления роста продаж производителям следует пересмотреть маркетинговые стратегии, обновить ассортимент и усилить коммуникацию с целевой аудиторией», — отмечает эксперт.

Tero Vesalainen / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Tero Vesalainen / Shutterstock / FOTODOM

В пивной отрасли обращает на себя внимание резкий рост сидров на фоне увеличения их стоимости

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин обращает внимание, что глобальные изменения на рынке крепкого алкоголя могут быть связаны с введением запретительного акциза на слабоалкогольные коктейли 1 мая 2024 года, после чего производство их практически остановилось. «Народ стал покупать вместо готовых джин-тоников в банках собственно джин и тоник. И то и другое у нас научились делать неплохо. А выгода для потребителей очевидна, — объясняет Павел Шапкин. — Аналогичная история с ромом. Мохито — один из самых популярных коктейлей на основе рома. Ром, мята и лимонад типа спрайта, можно минералкой разбавить, лед закинуть, сироп любой. В общем, народ учится. Думаю, тенденция будет усиливаться».

Сокращение продаж вермута

Самой сократившейся категорией стал вермут. Натуральные продажи просели на 25,5%, а в деньгах — на 11,7%. Сокращение потребления вермутов — долгосрочная тенденция. Уже по итогам полугодия они показали сокращение натуральных продаж на 4,3%. В деньгах, правда, на тот момент фиксировался рост на 12,7%. Падение продолжилось и в третьем квартале, так что рост цен не смог компенсировать сокращения продаж.

Руслан Брагин говорит, что сокращение продаж вермутов может быть связано с уходом маркетинговых бюджетов Martini и Cinzano, хотя в сетевых магазинах и в интернете эти бренды все еще представлены. «Российские ЛВЗ исправно компенсируют возможный дефицит вермутов, выпуская аналоги итальянских оригиналов. Возможно, тренд на вермуты прошел, возможны погрешности в отчетах, или же потребительницы переключились на другие категории. Вариантов может быть множество», — размышляет он.

Павел Лисицын предполагает, что причиной сокращения продаж вермутов могло стать существенное подорожание лидеров рынка — Martini и Cinzano — после введения новых акцизов и пошлин, что повлияло на предпочтение потребителей.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин говорит, что с точки зрения российского закона вермуты — не вино, а винный напиток. В итоге этот класс напитков попал под тот же акциз, что и готовые коктейли — 141 руб. за литр плюс НДС. В итоге производить его стало просто невыгодно.

Рост продаж сидра

В пивной отрасли обращает на себя внимание резкий рост сидров на фоне увеличения их стоимости. Их натуральные продажи увеличились на 7,5%, а в деньгах — на 41,2%. Для сравнения, соответствующие показатели для пива — 5,9 и 18,3%.

«Что касается сидров в отдельности, то рост объясняется тем, что эта категория остается одной из наиболее развивающихся на рынке, — отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. — В целом, по данным РАТК, продажи сидра, пуаре и медовухи в натуральном выражении выросли на 9% по итогу шести месяцев 2024 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Такая динамика позволяет говорить о продолжающимся интересе со стороны покупателей к относительно новой категории напитков. В России активно формируется гастрономическая культура, развиваются потребительские предпочтения, растет и желание попробовать новые вкусы». По его словам, в ответ на возрастающий спрос производители активно расширяют свои продуктовые линейки и запускают новые виды сидров, причем основной вклад в развитие категории вносят именно локальные бренды.

Вице-президент по маркетингу компании «Объединенные пивоварни» Мария Мухина также отмечает постоянное увеличение спроса россиян на сидры, причем рост продаж этих напитков фиксируется не только летом, но и зимой. «Например, в январе—феврале прошлого года динамика продаж составила сразу 60% по сравнению с тем же периодом годом ранее», — замечает эксперт.

Мария Мухина говорит, что заметным трендом в России является увеличение продаж в премиальном сегменте FMCG. «Он вырос на 9% с января по август 2024 года. Согласно данным РОМИР, 41% россиян отказались от крупных покупок, таких как недвижимость или автомобили, в силу их высокой цены. Но потребители компенсируют это тратами на товары премиум-сегмента, что говорит об их желании побаловать себя. Такая тенденция проявляется и в выборе слабоалкогольных напитков. Российские производители, следуя запросу, расширяют линейки премиальных продуктов и запускают новые бренды», — говорит Мухина. По ее словам, общее увеличение объемов потребления сидров вкупе со спросом на премиальную продукцию этой категории напитков приводят к росту продаж в денежном выражении.

Поделиться