Эксперты рассказали, какого вина может не хватить в России

Эксперт Ставцев: Квота на долю вина работает, когда нет дефицита вина

Обновлено 24 марта 2025, 09:01

Предложение ввести обязательную долю для российской продукции в винных картах и на полках супермаркетов породило опасение, что отечественного вина может не хватить. «РБК Вино» оценил, насколько оно обосновано, и выяснил, о каких потенциальных проблемах говорят производители, дистрибьюторы и розница

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Предложение ввести обязательную долю для российской продукции в винных картах и на полках супермаркетов породило опасение, что отечественного вина может не хватить

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»

В 2024 году в стране, по данным Роскачества, было продано порядка 511 млн л российского вина, из которых 494,8 млн л было реализовано в розничной торговле, а 16,2 млн л — в общепите. При этом суммарное производство вина, по данным Минсельхоза, в стране составило 513 млн л. Практически все произведенное вино было продано.

«Мы видим, что объем продаж практически сравнялся с объемом производства. Сток составил менее 0,5%, — говорит Александр Ставцев, вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла, — При этом оптимальный сток необходим на уровне не ниже 15–20%». По его словам, товарные запасы нужны, чтобы обеспечить логистику и постоянное наличие вина в магазинах и ресторанах. «При этом сток отечественного виноделия сформирован преимущественно красными винами, на которые спрос снижается, а игристых вин, например, в прошлом году рынок не досчитался примерно 40–50 млн л. Точнее, этот объем достался другим напиткам, имитирующим в оформлении игристое вино», — говорит Ставцев.

Дмитрий Феоктисов / ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктисов / ТАСС

Высокий спрос на отечественное вино был обеспечен во многом за счет протекционистских мер со стороны государства

Высокий спрос на отечественное вино был обеспечен во многом за счет протекционистских мер со стороны государства, которое реализовало ряд программ поддержки отрасли и подняло пошлины на вино из недружественных стран.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

В 2024 году в розничной торговле было продано 494,8 млн л российского вина, из которых 324,9 млн л пришлось на тихое, а 165,4 — на игристое. Доля России в продажах игристых вин на сегодняшний день выросла практически до 70%, в тихих винах составила порядка 58% (годом ранее было примерно 60 и 48%, соответственно). При этом продажи отечественных вин существенно обгоняют общий рост рынка. Продажи игристых российских вин прибавили 15%, а тихих — 13%, при этом весь рынок с учетом импортных вин вырос на 8,6 и 1,2% соответственно.

Ретейл и HoReCa уже сталкиваются с недостаточным предложением российских вин.Алексей Несмеянов, директор департамента продуктового маркетинга виноторговой компании AST, говорит, что дефицит российских вин уже есть, но в определенных категориях. «В первую очередь наблюдается ограниченное предложение в следующих категориях: премиальные вина (высококачественные вина с ограниченным тиражом), вина из редких сортов винограда, характерных для определенных винодельческих регионов», — говорит эксперт.

Ретейлеры и виноторговые компании также отмечают недостаток предложений белых и игристых вин. «К сожалению, пока отечественные производители не готовы закрыть все потребности покупателей, особенно эта проблема заметна в средней ценовой категории и в категории премиальных вин, актуальных для покупателей «О'кей». Здесь производимых объемов часто хватает только для HoReCa. Поэтому мы ожидаем в зоне российского виноделия заметного дефицита, в частности, он коснется белых и игристых вин, потребление которых последовательно увеличивается все последние годы», — говорит Анастасия Завьялова, руководитель группы по работе с категорией «Вино и крепкий алкоголь» сети «О'кей».

«Возможно, отечественные виноделы и способны покрыть базовые нужды рынка, но речь идет о другом — о разнообразии и качестве, — соглашается Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. — Несмотря на увеличение объемов производства, они пока не могут предложить такой ассортимент, который полностью удовлетворял бы потребности всех сегментов рынка. Исторически сложилось так, что в России преобладают посадки красных сортов винограда, что ограничивает производство белых и игристых вин».

Спор о квоте

BearFotos / Shutterstock / FOTODOM
Фото: BearFotos / Shutterstock / FOTODOM

С осени прошлого года обсуждается идея введения квоты на российские вина в винных картах и полках супермаркетов

С осени прошлого года обсуждается идея введения квоты на российские вина в винных картах и полках супермаркетов.

В октябре прошлого года был опубликован текст проекта закона, который был разработан Минпромторгом. В нем говорится о том, что предприятия общепита должны отводить в меню и винной карте минимум 20% от общего количества наименований на российские вина. Что касается розницы, минимальная выкладка российского вина также должна составлять 20%.

В декабре глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что в законопроект об обязательной доле российского вина в меню и винных картах ресторанов планируется включить механизм, который позволит поэтапно повысить эту долю. «В частности, это станет стимулом для существенного увеличения числа виноградников, развития производства и насыщения рынка прекрасным отечественным продуктом», — заявил тогда министр.

На данный момент законопроект официально в Госдуму не внесен. Как заявил в марте 2025 года статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов, депутаты могут рассмотреть его осенью 2025 года. «Я думаю, что мы за весенний период должны досогласовать и уже внести в Государственную думу пакет этих документов. По крайней мере, каких-либо замечаний, которые блокируют возможность принятия этого пакета законопроектов, нет. То есть мы оптимистично смотрим на возможности их устранить», — сказал Чекушов. Миинпромторг не ответил на запрос «РБК Вино» о нынешнем статусе законопроекта.

Одновременно в ноябре прошлого года Росстандарт утвердил ГОСТ на винные карты в кафе и ресторанах: доля российских вин в них должна быть не меньше 20%. Данный ГОСТ носит рекомендательный характер.

В Минсельхозе, которое отвечает за развитие виноделия в стране, заявили «РБК Вино», что в целом поддерживают проект закона об установлении для предприятий общественного питания и розничной торговли минимальной доли наименований российских вин. «Стоит отметить, что сбалансированное развитие отрасли и импортозамещение невозможны без продвижения вина на внутреннем рынке, повышения узнаваемости российских винных брендов у потребителя и винной культуры. В условиях имеющихся ограничений рекламы розничная торговля и общественное питание — это важнейшая и зачастую единственная точка соприкосновения потребителя и винодела. Целесообразно как можно шире использовать имеющиеся ресурсы», — заявили в пресс-службе министерства.

Большинство рестораторов и экспертов согласны, что введение квоты будет способствовать популяризации российского вина. «Поддерживать отечественных производителей — позитивная тенденция, — заявили в пресс-службе TanukiFamily. — За последние годы российские виноделы научились делать качественное и интересное вино, которое составляет конкуренцию винами Италии, Франции. Мы видим интерес гостей к нашим винам и желание узнать и попробовать напитки разных регионов России». «Введение квот на импортное вино может стимулировать развитие отечественного виноделия, создавая более благоприятные условия для локальных производителей. Это может привести к увеличению инвестиций в отрасль, улучшению качества продукции и расширению ассортимента», — согласен Алексей Несмеянов.

Впрочем, есть и те, кто выступает против данной меры как ограничивающей конкуренцию. «На мой взгляд, квоты на российское вино в ретейле и ресторанах не способствуют развитию винодельческой отрасли. В мировой практике нет примеров, когда квотирование в любой сфере — от потребительских товаров до кинематографа — реально приводило бы к совершенствованию и росту качества, — считает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. — Напротив, такие меры часто вызывают попытки обойти требования, например, с помощью завышенных наценок». По его словам, для российского виноделия нужен стимул к конкуренции и улучшению качества, а не просто механическое увеличение присутствия продукции на полках магазинов и в винных картах. С этим согласен и Андрей Куличков, основатель и владелец винодельни «Собер Баш». «Полагаю что квотирование скорее вредно. Нужны не протекционистские запретительные методы, которые ограничивают выбор потребителя, ведь обиженный потребитель, не найдя желаемого вина, вполне может переключится на другой вид алкоголя, — говорит винодел. — На мой взгляд, вместо запретов «чужого» нужно заниматься продвижением «своего» российского вина, убеждать потребителя в его качестве».

Какого российского вина может не хватить

Введение квоты должно привести к тому, что российского вина потребуется еще больше. Это вызывает вопросы о том, хватит ли его для того, чтобы рестораны и супермаркеты выполняли требования закона.

Как показал опрос «РБК Вино» крупнейших сетей («Ашан», «Перекресток», «Лента», «Метро»), в среднем доля российского вина в их ассортименте уже составляет 25%. Единственное, что беспокоит ретейл, — достаточное количество вина в нижнем ценовом сегменте, на который приходится свыше 90% продаж. «Самые популярные позиции, особенно белых и игристых вин, раскупаются очень быстро. После введения пошлин и повышения акцизов российское вино в ценовой категории до 700 руб. часто оказывается даже лучше резко подорожавших импортных аналогов, — говорит Александр Липилин, — Поэтому российской продукции в этом ценовом сегменте на рынке не хватает. Винодельни не успевают удовлетворить растущий спрос, что, в свою очередь, ведет к росту цен и на отечественное вино».

Представители ретейла говорят, что квотирование должно учитывать возможности российских виноделен и рыночную ситуацию. «Квотирование должно учитывать актуальные тенденции рынка и множество факторов, в том числе соотношение растущего спроса с объемами производства», — отметили в пресс-службе «Ашана». «Объемы производства российского вина ограничены, производители сталкиваются с нехваткой виноматериалов, поэтому квотирование не позволит полностью закрыть потребности рынка», — считает руководитель по закупкам категорий «Ленты» Ирина Колосова.

Рестораторы восприняли инициативу о введении квот на российское вино более скептично. «Я к идее отношусь с осторожностью. С одной стороны, квотирование вина имеет за собой интересную, правильную природу — продвижение российского вина. С другой стороны, никто не мешает российским производителям при наличии таких квот поднимать цены. Цены на российское вино выросли очень сильно, к сожалению. Поэтому есть и плюсы, и минусы», — считает основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. Светлана Ломсадзе, шеф-сомелье ресторана Twins Garden, говорит, что готова соблюдать 20-процентную квоту на российские вина. «Сложности у меня в Москве не будет. А вот у моих коллег в регионах они могут появиться, ведь у них нет такого множества российских вин в доступе», — говорит она. По ее мнению, реализация этой меры может привести к росту цен, кроме того, в сегменте премиум на 20% ассортимента винных карт может просто не хватить российского вина.

Рестораторов беспокоит то, что в России нет нужного количества и наименований именно премиального вина, чтобы дорогие рестораны смогли выполнить требование о 20-процентной квоте. «Рестораны не продают вино, которое можно купить в супермаркетах. Это должно быть вино другого класса, кроме того, рестораны хотят отличаться друг от друга, в том числе и винными картами. В мире есть 330 тыс. винных хозяйств, а наши рестораны должны 20% карт закрыть продукцией 300 российских виноделен», — говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

«Прежде чем ответить на вопрос о квотах, нужно внимательно посчитать, сколько всего на рынке винных этикеток, сколько из них физически существующих российских вин, в каких каналах продаж они представлены. Выпуск премиальных вин в моменте нарастить не получится. Некоторые известные российские производители уже второй год сами квотируют свои поставки по принципу «вам нужно 500 бутылок? Вот вам 220 и скажите спасибо, что мы их для вас нашли», — говорит Ставцев. По его словам, существует достаточно острая конкуренция между каналами продаж: многие вина, на которые сейчас претендуют рестораторы как на эксклюзив, помогают крупным форматам торговли выполнять 20-процентную квоту и неплохо там продаются.

«Квота на долю вина — это мощная мера и может помочь развитию рынка в ситуации высокой конкуренции и пресыщения товарного предложения, профицита вина. Когда на каждого покупателя двойной объем вина, а не наоборот, когда за каждой бутылкой очередь из трех покупателей: ретейл, рестораны и винотеки и сама ликвидные позиции рвут из рук», — говорит Ставцев.

В Минсельхозе считают, что темпы развития отрасли позволяют обеспечить страну необходимым количеством вина. «В целом за последние годы виноградарство и виноделие в нашей стране стало одной из наиболее активно развивающихся отраслей сельского хозяйства. С каждым годом увеличиваются площади виноградных насаждений, повышается культура виноделия и качество российского вина», — отметили в ведомстве. По данным Минсельхоза, на начало 2024 года общая площадь виноградников в стране составила более 105 тыс. га, а в прошлом году было заложено более 6 тыc. га новых виноградников. Объем производство виноматериала в прошлом году составило 93,6 млн дал, что на 26,7% выше показателя предыдущего года, а вина было произведено на 14% больше. Положительные темпы производства российских вин сохраняются и в начале 2025 года. В январе—феврале было выпущено 7,7 млн дал продукции, то есть на 14,1% выше уровня прошлого года. «С учетом наблюдающейся динамики в этом году потенциал для увеличения производства российского вина очевиден», — заключили в министерстве.

Как могут выглядеть меры контроля

Существует вопрос, как будет контролироваться выполнение ресторанами требований о соблюдении квоты. Сейчас все могут только рассуждать на эту тему, потому что в самом проекте закона этот вопрос не прописан.

«Контроль за исполнением квот может включать в себя: регулярные проверки со стороны контролирующих органов (например, Росалкогольрегулирования), введение более строгой системы отчетности для ресторанов и ретейла, введение штрафов за несоблюдение квот», — говорит Алексей Несмеянов. По его словам, готовность ресторанов и ретейла выполнять требования зависит от их гибкости и наличия достаточного количества качественной отечественной продукции. «Если российское вино будет соответствовать ожиданиям потребителей по качеству и цене, проблем с исполнением квот возникнуть не должно», — говорит эксперт. В пресс-службе TanukiFamily заявили, что одним из вариантов может быть введение реестра, куда все производители будут вносить данные о своем вине.

Правда, большинство опрошенных рестораторов не понимает, как могут выглядеть такие инструменты контроля. «Я не понимаю, каким образом будет осуществляться контроль за квотированием. Тут больше вопросов, чем ответов», — говорит Сергей Миронов. «Выполнение этого требования в ресторанах контролировать будет физически невозможно. Пришел человек, посмотрел винную карту, хорошо, там есть российское вино, но, может, оно закончилось? Он будет проверять все документы по поставкам, смотреть договоры?» — говорит Бухаров. Ставцев также считает, что механизм контроля законопроекта необходимо донести до участников рынка, чтобы избежать необоснованных штрафов. «Визуальный контроль количества вин на полках и их доли в общей матрице сети потребует высокой квалификации от проверяющих и значительных временных и финансовых затрат», — отмечает он.

Пока рестораторы надеются, что государство не будет совершать резких движений. «Я думаю, что в сегменте премиум на 20% ассортимента винных карт может не хватить вин, — говорит Ломсадзе. — Надеюсь, что это посчитали компетентные люди и убедились в том, что такой запрос есть чем закрыть производителям вина».

Поделиться