Снежанна Георгиева о том, как разбираться в вине и людях
Владелица крымской винодельни «Золотая балка» Снежанна Георгиева в постоянной авторской колонке для «РБК Вино» рассказывает о том, как по отношению человека с вином узнать о человеке больше, как вести себя в ресторане и какие размышления о цене вина – «последнее прибежище невежды»
Когда человек разбирается в искусстве профессионально, мы называем его искусствоведом. Если человек профессионально разбирается в кино, это киновед. Человек, профессионально разбирающийся в вине, это либо сомелье (тот, кто отвечает за вино в ресторане), либо кавист (тот же спец, но в магазине), либо энолог (один из ключевых людей на винодельне). Но самая многочисленная группа людей, которые иногда по уровню понимания вина могут посоревноваться с профессионалами, это энофилы, или винные энтузиасты. Энофилов больше всех на свете. Это просто ценители вина. Я отношусь к последним.
Скажу сразу: я как человек, который занимается вином профессионально, досконально в нем не разбираюсь. Наверное, я знаю о нем чуть больше других, но по-прежнему при встрече с новым вином я обращаюсь за помощью к профессионалам. Знать о вине все невозможно.
Так что никогда не бойтесь выглядеть в этом деле неофитом. Это мой первый и самый главный совет.
И все же я хотела бы поделиться некоторыми моментами, которые смущают меня в отношениях людей с вином. Назовем их, если не возражаете, бесячими.
Я знаю, что при покупке вина все (хорошо, не все, но очень многие) пользуются Vivino. Это популярное и удобное приложение, но, как и в любом массовом рейтинге, хорошие и достойные вина остаются вне оценочных категорий. Если проводить параллель с тем же кино, то, ориентируясь на рейтинги бокс-офиса, вы рискуете пропустить шедевр из категории «не для всех». Винные приложения — это хорошие костыли в выборе вина, но пробуйте ходить сами.
Например, вы приезжаете в неочевидный винный регион. Например, в Грецию. Вы приходите вечером в ресторан, и сомелье предлагает вам в первую очередь местное вино, уверяя, что оно «очень и очень неплохое». Перед вами дилемма — либо вы идете на эксперимент, рискуя омрачить вечер неудачным выбором, либо берете проверенные годами Бордо и Бургундию, гарантирующие удовольствие. Раньше я всегда выбирала проверенное, а сейчас даю шанс неизвестным виноделам показать мне, на что они способны. Иногда такие эксперименты разочаровывают, но чаще приятно удивляют. Но самое главное то, что, соглашаясь на эксперименты, вы открываете для себя новые, иногда реально захватывающие дали.
Часто люди, когда пробуют новое вино, задумчиво и многозначительно кивают головой и ограничиваются фразой «какое интересное вино». Я часто такое встречаю и должна сказать, что, как правило, это выдает в человеке невежду. Опять же, совсем не нужно казаться знайкой, но поясню.
Люди потребляют вино в двух режимах — они либо дегустируют его, либо просто выпивают. Отличаются эти режимы тем, что, просто выпивая, вы о вине не слишком задумываетесь, а дегустируя, вы размышляете о том, что только что попробовали. Так вот при дегустации (и это необязательно на винодельне или в магазине, это может быть и дома, и с друзьями, и в одиночку) я бы посоветовала включать воображение, то есть пробовать описывать свои ощущения. Во-первых, вы практикуете свой винный вокабуляр. Во-вторых, расширяете винный кругозор. В следующий раз в разговоре с сомелье или кавистом вам будет легче объяснить, что вам нравится и чего вы хотите.
Ну а если вино совсем не нравится, так об этом и скажите. Фразы «я не понимаю» или «это не мое» — достояние смелых и раскованных людей. Я такое уважаю.
Пожалуйста, не чокайтесь бокалами на публичных дегустациях. Чокайтесь бесконечно в ресторанах или в дружеских компаниях, но не на винодельне.
Перед походом в ресторан не обливайтесь духами. Чем роскошнее ваш парфюм, тем больше он портит аппетит и настроение соседним столикам, а иногда и всему ресторану.
Не открывайте бутылки громко. Если только это не игристое. Все вино, что не игристое, называется тихим и требует к себе нежного отношения.
Про игристое. Хочется, чтобы игристые вина называли игристыми, а шампанским только то игристое, что сделано в Шампани.
Для профессионалов это не секрет, а любителей-энофилов я, возможно, сейчас удивлю: наш главный закон о вине гласит, что игристое вино, произведенное в России классическим методом, то есть как в Шампани, называется российским шампанским. Вся российская игристая классика имеет именно такую маркировку. Например, наша винодельня производит игристое Black Prince Blanc de Blancs и Black Prince Blanc de Noirs по классике Шампани и по российскому закону это шампанское.
Но на глобальном винном рынке другие законы. И даже классическое французское игристое, произведенное не в Шампани, называют не шампанским, а креманом. Игристое из Испании — это кава. Игристое из Италии — просекко (еще есть франчакорта, но углубляться не будем). Игристое из Германии — зект. Российское игристое, несмотря на утвержденные товарные маркировки, все же просто игристое. И я надеюсь, что, если наше виноделие будет развиваться так же мощно и стабильно, как сейчас, то какой-то регион или винодельня даст общее название всему российскому игристому вину.
И ради бога, не нюхайте вы так оценивающе игристое в бокале, особенно в узком флюте. Обращайте внимание на пузырьки, на их интенсивность, или, как говорят заядлые энофилы, на перляж. Если он радостно-игривый, то вино сделано по технологии Шарма (как просекко), а если томно-залипательно-продолжительный, то по шампанской классике.
Из чего пить вино? Конечно, из бокалов от хороших стеклодувов. Но знаете что? Я иногда люблю выпить какого-нибудь простого рислинга из маленького невысокого граненого стаканчика. Я подсмотрела это у итальянцев на Сицилии и даже купила себе такие стаканы домой. И вот летом в жаркий день очень хочется ледяного белого из такого стакана. И сопроводить кусочком хорошего сыра. Не ориентируйтесь на цены. Полагать, что чем дороже вино, тем оно качественнее, — последнее прибежище невежды. Признаюсь, что по молодости я и сама так делала. Но не все золото, что блестит. И не всегда знаменитая этикетка — это залог того, что вино понравится. Сколько было экспериментов, когда в бутылку из-под знаменитого вина наливали самое простое вино и оценивали его наивысшими баллами.
И последнее. Не стесняйтесь пьянеть. Для этого вино и делается. Опьянение — неотъемлемая часть винного удовольствия, связанная с человеческим общением, хорошим настроением, эмпатией, смехом, разными эмоциями и чувствами.
Часто выпивающие после первых двух-трех бокалов, чтобы, видимо, предостеречь себя от предполагаемого осуждения, громко объявляют: «Ой, кажется, я уже пьяный». Меня это смущает. Для чего еще вы пьете вино?
Мне нравится, когда люди пьянеют. Они становятся менее зажатыми, более раскрепощенными и творческими. Наступает тот самый момент истины, о котором те самые греки, с которых мы начали, говорили: «Истина в вине». Люди потихоньку начинают становиться самими собой. Я и сама люблю это состояние легкого опьянения. Давайте уже признаемся себе: кто не любит?
И если вы плохо разбираетесь в людях, выпейте с ними. Вино вам в помощь.